Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Литература:: - МилостыняМилостыняАвтор: Fedott По мотивам рассказа Вилки ВСЕЛОЖЖЖЬ---------------------------------------------------------- Андрей опаздывал. Уже шесть часов, а он только-только из метро вышел. А до храма минут двадцать пешком. А темнота еще, светать будет только часов в семь, если не позднее. Морозно, темно, спать хочется. Торопиться надо, отец Георгий опозданий не любит. Прибежал Андрей, запыхался. Наспех перекрестился, в храм заскочил. Переодеться надо, ему, как псаломщику*, в рясе ходить положено. Переоделся, побежал воду набирать, к службе готовится. Андрей на пацана пятнадцатилетнего похож. Невысокий, лицр белое, как у девчонки, усики тоненькие, бородка жидкая. Глаза детские. И не скажешь, что ему двадцать шесть. И никто бы не поверил, если бы сказали, что паренек этот отслужил в армии, в Забайкалье, а после армии пять лет проработал водителем в колхозе. Мальчишка мальчишкой. Отец Георгий ему замечание сделал: опаздываешь, мол. Потом велел чистые полотенца приготовить к обедне. Да еще лампадного масла подлить во все лампады – мало там уже, фитильки еле коптят. Да свечи большие приготовить – старые-то совсем малюсенькие, служить с ними попу зело непристойно. Про воду для молебна напомнил, натаскать поболе надо, а ведь после еще крестины будут. Ранняя литургия** в семь начинается. Да только в семь-то начало службы по расписанию, когда люди в храм приходят, и дьякон на амвон*** встает, молитву произносить. А до этого ведь проскомидия и утренние часы****, они-то в половину седьмого. А это значит, что все сосуды священные должны быть чистые, полотенца приготовить, с вечера напечь хлеба особого, из которого кусочки для причастия готовятся. Вина принести, потому, как хлеб тот в вино кладется для святых даров. Воды накипятить чайника три-четыре – святые-то дары запивать положено. В воскресенье две литургии служатся, народу много, посему работы с утра у Андрея хватило. Едва-едва успел все сделать, как уже на клирос***** бежать надо. Отец Георгий-то проскомидию начал, уже запел «Благословен Бог наш…» к началу часов. Батюшка с дьяконом в алтаре служат, а его дело сейчас – псалтирь читать, часы служить, значит. А читать много. Девять псалмов, да еще и молитвы. Хоть и пустой храм, да положено громко читать, четко. Шагов на двадцать-тридцать чтобы слышно было. Вязь церковнославянская, неразборчивая, да еще спать хочется! Минут двадцать так читать, о-ох, быстрей бы прочесть! Как основная служба начнется, так полегче будет, в хоре-то можно и потише петь – ничего. Да тоже ведь, не особенно, в хоре всё женщины больше, голоса слабые. Нужно тон задавать, да чтобы еще и не сбивались, пели правильно. Раньше, где-то до годов пятидесятых, в Москве по полному чину службы служили. Вечерняя служба около пяти часов шла. Литургия часа три шла, не меньше. Потом службы сокращать стали. Вечернюю в три, а то и в два часа отслужить успевали, а литургию за два. Говорят, потому сократили, что тяжело людям было стоять такие службы. Раньше люди крепче были. Сейчас только в отдельных местах можно встретить, чтобы по полному чину служили. В Москве разве что, в Даниловом монастыре службу не сокращали. Там и служили не с семи, а с половины седьмого. Андрей помнил такие службы. Раньше, у себя дома, в деревне под Ярославлем, когда родители его были еще живы, Андрей по воскресеньям помогал отцу Амвросию служить в сельской церкви. Отец Амвросий службу не сокращал, великим грехом это считал. Отец Амвросий - хороший поп: проповеди читает доходчиво. Слова Евангельские в его устах были не чем-то отвлеченным, описанием событий которые были давным-давно, а непосредственно имели отношение к реальности, к жизни окружающей. Да он и не стеснялся рукой показать, бывало: «Что, мол, вот пьянство одно, водка на уме! О семье бы подумал, детях!» Посрамленный смущался, прятал глаза. Хоть пили все в деревне, а ведь стыдно становилось. И, бывало, бросали пить. Были такие случаи. В Москву Андрей перебрался после смерти матери. Он не хотел уезжать, но его тетка, сестра его отца, уговаривала приехать. Она сама давно жила одна, в маленькой двухкомнатной квартирке на окраине Москвы. Отец Амвросий не хотел, чтобы Андрей уезжал. «В большом городе суета» - говорил он. «Закрутишься, забегаешься, не будет времени и в храм зайти. А потом выйдет: вроде крест-то носишь, а к чему он – уже и забыл. Много раз так выходило». Но потом, все же благословил и отпустил. «Бога не забывай» - сказал он на прощанье. В Москве Андрей устроился на работу водителем. Однажды ему пришло письмо от отца Амвросия, в котором он писал, что его знакомый, отец Георгий стал настоятелем храма в одном из новых районов Москвы. Храм был почти разрушен, уцелела лишь одна небольшая часть с маленьким алтарем. Ему были нужны люди, и отец Амвросий порекомендовал Андрея. Андрей уволился из автобусного парка. Он не стал рассказывать о своей новой работе, чтобы над ним не смеялись. Да и кто бы его понял: ведь в парке, как-никак, Андрей зарабатывал около десяти тысяч. А за одну службу, как псаломщик, он теперь получал пятьдесят рублей. Так, служа в среднем пятнадцать служб за неделю, он зарабатывал около четырех тысяч рублей. Было обидно: регент за службу получал двести рублей, а он – в четыре раза меньше. А ведь он в церковной иерархии был выше регента. Многие работники храма пополняли свой бюджет за счет пожертвований. Ну, то есть, попросту говоря, запускали руку в ящик для пожертвований и выуживали пригорошень монеток и, изредка, мятых десятирублевок. Таким способом личный бюджет пополнялся, в среднем, на тысячу рублей в месяц. Андрей, правда, так делать пока стеснялся. Ну, да кто же без греха? Не убийство ведь, правда? Прочитав псалмы и молитву девятого часа, Андрей занял свое место на клиросе, в хоре. На ранней литургии народу всегда было меньше, все обычно приходили на позднюю. Первая служба закончилась в девять. Андрей, убрав книги и помыв чаши, немного передохнул, присев минут на десять на лавочку. Он хлебнул воды, горло сильно пересохло. Спать хотелось, но не так сильно, как с утра. А ведь еще позднюю служить! Хорошо, хоть часы по второму кругу читать не надо. А после литургии панихида, молебен. Сегодня еще крестить отец Георгий будет. Опять мыть чаши, готовить полотенца, таскать много воды. Потом к вечерне готовиться. Уборку в храме надо будет в понедельник делать. Ф-фу. Сейчас голос не сорвался бы. К десяти часам храм вновь наполнился людьми. Теперь в храме были не только богомольные бабушки. Бойко шла торговля свечами, пожилые женщины-продавцы принимали поминальные записки «за здравие» и «за упокой». Продавцам задавали вопросы о том, сколько раз надо подать записку, чтобы душа покойника попала в рай, какой тканью надо обить гроб, чтобы это было наиболее «правильно», или через какое плечо надо передавать свечки, чтобы не согрешить, и можно ли ходить в храм во время месячных. Андрей сидел на лавочке и слушал всю эту чепуху. И ведь как объяснить всем этим людям, для которых форма была всегда важнее содержания, которые пришли сюда, чтобы поставить галочку в книге духовности, что для того, чтобы умершие попали в рай надо молится за них, а не выполнять некоторые формальные процедуры, гроб хоть вообще ничем не обивай, но соверши отпевание над покойником и похорони в землю, а не сожги в печке, как никчемную рухлядь. Что свечи, через какое плечо не передавай – все одно, а лучше подойди да и поставь ее сам. И что во время месячных ходить в храм можно, более того – нужно, как и всегда. Бывало, так и причащались, не исповедуясь. Стоит вроде очередь к батюшке с чашей, а зачем, почему? А, пойдем за компанию. Хлеб с вином, здорово. Разве это всё может быть серьезно? Впрочем, сами-то мы не лучше. В чужом глазу сучки, как известно, заметнее. И в незнании упрекать нельзя. Разве что в нежелании узнать. А ведь люди знать хотели! Потому и спрашивали. Да только ведь в сознании нашем все эти бабушки, шепчущие про себя молитвы в темном углу, чуть ли не профессора. И по темным углам и по закоулкам и ползают все эти неведомые и невероятные слухи и сплетни. А мы - внимаем им и головой киваем. Так мы и научились подменять содержание формой. Так к церкви и приобщились. Долго жить в потьмах привыкали мы, как в песне поется. Каков поп, таков и приход… То, что человеку дали, то он и возвращает. Пора и начинать. Отец Георгий закончил исповедывать. Андрей снова занял свое место в хоре. Дьякон запел: «Миром Господу помолимся». Служба началась. Читать Андрею еще предстояло апостольские послания. Громко, опять же, по-церковнославянски. Чтобы все слышали. Непонятный язык-то ведь. Для чего все эти «паки» и «во время оно», когда можно просто сказать «еще» или «в это время»? Кто его понимает? Но мы же и не в Большой театр пришли. А похоже ведь со стороны. То же золото, одежды у священников шитые. Так для чего же мы пришли? Мы, что, вот С ЭТИМИ юродивыми, поклоны что ли бить? Пусть грехи замаливают, кто и вправду грешен. А мы-то не грешнее других, нам то чего. Разве может ЭТО быть частью нашей жизни? А, хм, ну поправимся, на всякий случай: существенной частью. Мы же просвещенные образованные люди. Как НАС с НИМИ вообще можно сравнивать? Гром-то не грянул пока… Проще изменить свое мировоззрение, чем себя. После службы разошелся народ. На панихиду мало кто остался. А Андрею – опять же работать, читать записки и петь с хором. Петь немного, правда, не в полный голос. Да и панихида-то служится недолго. Впрочем, недолго-недолго, а на часах уже полвторого. Ну, отец Георгий уже заканчивает. Уже «…о упокоении всех воинов, на поле брани убиенных. И о всех православных христианах, за кого некому помолиться». Хор поет: «Вечная память». Память-то, конечно, вечная, но на сороковой день на поминках хорошо, если половина от тех, кто на похоронах был. А через год – и не придет ведь помянуть никто. А что упрекать? В Библии же написано: «Предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов». Кстати, Лев Толстой нам о том же. Так что все в порядке, опять же жилплощадь освободилась. Или кто-то против Библии и Льва Толстого? Ну и всё. Так что «за кого некому помолиться» вовсе не означает, что умер сирота. Панихиду отслужили. Натаскал Андрей воды для крестин. Перемыл все, протер подсвечники. Ох, можно и передохнуть. Девять часов ведь на ногах. Спину ломит. Была у Андрея одна просьба к отцу Георгию, да все сказать никак не решался. Тетка его последнее время хворала, нужны были дорогие лекарства. А денег у него давно уже не водилось. Андрей старался подрабатывать грузчиком, но это удавалось не всегда, к тому же бомжи, шатающиеся в окрестностях магазина, где подрабатывал Андрей, зачастую лишали его такой возможности, предлагая свои услуги за бесценок. А одолжиться было не у кого. Сегодня Андрей, наконец, решился и подошел к отцу Георгию с просьбой одолжить ему немного денег. Обещал отработать и вернуть как можно быстрее. Отец Георгий покачал головой. Надо было зарплату выплачивать, да и строители, ремонтирующие храм, требовали очередных выплат. У отца Георгия не было доходов от торговли подакцизными товарами, он не являлся хозяином строительной фирмы, которая входила в список «избранных» и занималась реставрацией тех церквей, которые ремонтировались за счет Патриархии. Не было у него и помещения, которое он бы мог сдать в аренду. Не занимался издательством книг. В общем, он не мог достать из рукава цветные банкноты и протянуть их Андрею. Но что-то делать было нужно. И тогда отец Георгий вручил Андрею ящик с тесемками, благословив его на сбор пожертвований для храма. Может быть, ему повезет, и он наберет на лекарство. То, что Андрей вернет деньги, отец Георгий не сомневался. Андрея прогнали из перехода в метро. Все места там уже были расписаны заранее, и появление еще одного конкурента не входило в планы корпорации, состоявшей из бомжа на костылях, скрипача, играющего под фонограмму и спитого верзилы, выдававшего себя за героя Чечни, но почему-то носившего драную тельняшку и шинель с погонами внутренних войск. Впрочем, их тоже можно понять. Если не считать скрипача, который, впрочем, тоже отстегивал, то участники корпорации нищих наверняка работали не на себя, а сдавали весь навар бритоголовому парню, организация которого их опекала. А впрочем, подумайте. Каково без ноги? Или хотя бы и без руки? Даже зная, что этот человек сдает всю мелочь «боссу», неужели мы не подадим ему? Чтобы у него хотя бы на этот несчастный рубль стало больше. Чтобы он выполнил «план» и получил стол и крышу над головой от этих бритых парней, которые чуть-чуть порасторопнее, чем власть, и пристроили, и дали «работу» этим несчастным. А кстати, извините, пожалуйста, может быть этот человек действительно герой Чечни? Лучше ошибиться в милосердии, чем в жестокости. Дадим им мелочь из своего кармана. Это очень просто. Просят – дай. «Кем надо быть, чтобы работать на них, как надо себя унизить!» - кричат мне. «Инвалидом» - отвечаю я. Ин-ва-ли-дом. …Ибо помилованы будут. Но я против пропахших мочой, потерявших человеческий облик людей, спящих в последних вагонов поездов в столичном метро. Вернемся к нашему герою. Так Андрею пришлось собирать пожертвования на улице. Он порядком замерз, стоя на холодном ветру возле вестибюля метро. Его ящичек стал потихоньку наполняться. Подавали, в основном, не очень богатые люди, подчас в протертых джинсах и стоптанных ботинках. Немного хмельные работяги, возвращающиеся домой после дружеской пьянки. Женщины в возрасте. Студенты. Редко подавали хорошо одетые люди. Дважды к Андрею подходил милиционер, пришлось, чтобы как-то урегулировать ситуацию, запустить руку в коробку и достать несколько грязных бумажек. Было уже темно, и подмораживать начало сильно. Андрей очень устал стоять. Голова кружилась. С шести утра – двенадцать часов на ногах, в основном стоя. Он подобрал полы своей рясы и присел на корточки. Стало немного полегче. К нему подошел чумазый мальчик. Ему было лет десять-двенадцать, не больше. Его рваное пальтишко было перемазано грязью, на ногах были растоптанные сапожки. Кулачком он вытер грязный нос. «Дядь, дай на хлеб. Я есть хочу» - сказал он тихо. Андрей посмотрел на него. Запустив руку в ящик, он достал горсть монеток и дал ему. Мальчик подставил ему свою маленькую руку. После, поблагодарив, он быстро убежал. Андрей вспомнил, как он с матерью, когда ему было чуть больше, чем этому мальчику, ездили в Оптину пустынь на Рождество. Народу было много, праздник большой. Многие приезжали из Москвы. Андрей помнил, как нищие, стоявшие у ворот монастыря, завидев хорошо одетого человека, тянули руки, чуть ли не отталкивая друг друга. Как мальчишки его возраста, одетые примерно так же, как этот мальчик, бежали к автомобилю, увидев на нем московские номера. Они просили есть. Просто есть. Монастырские колокола звонили. Завершилось праздничное богослужение. ------------------------------------------------------------ * Псаломщик – одна из самых низких должностей в церковной иерархии. Псаломщиками могут быть миряне, т.е. обычные люди, не духовного звания. Основные обязанности – чтение молитв и псалтири. ** Литургия или обедня – основная церковная служба. Служится утром, до обеда. На литургии совершается таинство причастия. *** Возвышение напротив царских (главных) ворот алтаря. **** Проскомидия и часы – церковные службы. ***** Место для хора. Теги:
-5 Комментарии
#0 15:32 22-12-2003Симон Молофья и Мясные зайки
Гммм... Толстовщина?... Право, батенька, не знаю... как по мне, так некая размытость туманная... н-да-с... Где концовка, Федотт? Нет концовки. А то и доброй трети, включая кульминацию и развязку... У Вилки повествование сжато в кулак и лупит наотмашь в лицо. В этом прикол. Симон, видишь ли, по замыслу - "один день Ивана Денисовича". Возможно, ты прав. А идеологически - кулаком-то здесь бить нельзя, тема-то такая очень тонкая, неоднозначная. В литературном плане - образ главного героя немного проигрывает. Не выписан четко, скажем так: очень разный он. Сравнение, понимаешь... Ща работы много, по дороге домой почитаю. Спасибо за рекламу =) Я про кулак в смыслах сжатости и концентрированности повествования. Именно о структуре, та к скажем. Да, концовка бы не помешала. А написано отлично, да. бля.. хуй знает.. я атеист.. познавательно в смысле жизни церковной... а так хуйняс?? Здорово. Почетал эпиграф. Смишно. Я думал, беконы едят. А они еще и разговаривают. Почитал сноски. Смишно. Ибануцца. Крео не читал. Патамушта когда беконы разговаривают, это ибануцца нисмешно. Жевать мешают, падлы. Не понравилось, автор - ты, беспизды, получше вещи песал. Хотя... некоторым и эта понравилась. хорошо пишешь... тока сюжета вот нет. кусочки для причастия просвирками зовутся Вот, кажется, попам запрещено ходить и собирать деньги, только если люди сами в церковь приходят и отдают. Схожу к попу узнаю. не понравилось пачиму-то. стиль - да. детали познавательные. ну, а так... Господа, спасибо. Симон, понял. Наверно, следовало бы в большей степени сконцентрироваться на более узком круге проблем. Да, согласен, концовка нужна более увесистая. Идея была такая: слова "Закончилось торжественное богослужение" относятся как бы и к воспоминаниям, и к реальности. Что вот, как пишет Довлатов, после роскошного спектакля за портьерой можно увидеть хмельных работяг. Но, тем не менее (уже я домысливаю), ничто не умаляет ценности спектакля. Вилка, немного не соглашусь насчет сюжета, хотя (опять же) из-за "размазанности", о которой говорит Симон, это проступает. Кстати, замечу, что деньги в рассказе собирал мирянин. Вообще, цель рассказа - показать, что церковь больна в той степени, в какой больно все общество. От себя могу сказать, что вопросы, затронутые в рассказе, получат дальнейшее развитие. Еще раз спасибо всем. блять мракоьбесие какое... не смог дочитать Еше свежачок *
Занесли тут намедни в сарай души По ошибке цветные карандаши. Рисовал я дворец, и царя в заре, Пил, курил, а под утро сарай сгорел... Шут гороховый, - скажете? Спору нет. Вскормлен дух мой пшеницей на спорынье, Ядом кубомедузы в морях креплён, И Юпитер оплакал меня, и клён.... я бреду вдоль платформы, столичный вокзал,
умоляя Создателя лишь об одном, чтобы он красоту мне в толпе показал. нет её. мне навстречу то гоблин, то гном. красота недоступным скрутилась руном… мой вагон. отчего же так блекла толпа? или, люди проспали свою красоту?... В заваленной хламом кладовке,
Нелепо уйдя в никуда, В надетой на шею верёвке Болтался учитель труда. Евгений Петрович Опрятин. Остались супруга и дочь. Всегда позитивен, опрятен. Хотя и дерябнуть не прочь. Висит в полуметре от пола.... Синее в оранжевое - можно
Красное же в синее - никак Я рисую крайне осторожно, Контуром рисую, некий знак Чёрное и белое - контрастно Жёлтое - разит всё наповал Одухотворёние - прекрасно! Красное и чёрное - финал Праздник новогодний затуманит Тысячами ёлок и свечей Денег не предвидится в кармане, Ежели, допустим, ты ничей Скромно написал я стол накрытый, Резкими мазками - шифоньер, Кактус на комоде весь небритый Скудный, и тревожный интерьер Чт... Любовь моя, давно уже
Сидит у бара, в лаунже, Весьма электризована, Ответила на зов она. Я в номере, во сне ещё, Пока закат краснеющий, Над башнями режимными, Со спущенной пружиною, Вот-вот туда укроется, Где небеса в сукровице.... |