¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

 ритика:: - ћои впечатлени€ от трилогии »льи ћасодова.

ћои впечатлени€ от трилогии »льи ћасодова.

јвтор: tianara
   [ прин€то к публикации 20:26  02-08-2011 | € бл€ | ѕросмотров: 994]
 ак и обещала, следующей моей оценке подвергс€ автор запрещенной трилогии Ђћрак твоих глаз, —ладость твоих губ, “епло рук твоих нежныхї »ль€ ћасодов. –оман вышел небольшим тиражом в издательстве  олонна ѕубликейшен и сразу же попал в топовые списки маргинальной контр-культурной литературы. «аранее предупреждаю, что люд€м со слабой психикой читать не советую, поскольку проза изобилует сценами с подробным описанием разнообразных сексуальных перверсий и жестокостей: некрофилией, садо-мазохизмом, педофилией и т.п. „итать иногда даже противно. Ќо за пышным кровавым антуражем €рко прослеживаетс€ личность автора. ’от€ о человеке, который пишет под псевдонимом Ђ»ль€ ћасодовї ничего доподлинно неизвестно, но в результате анализа его творчества у мен€ напрашиваютс€ ошеломл€ющие выводы. ј именно, что Ђ»ль€ ћасодовїЕ ∆≈Ќў»Ќј! Ќо дл€ подтверждени€ своих слов хочу сразу без долгих предисловий разобрать несколько диалогов из второго тома. √лавные героини Ц умерша€ девочка-вампир ёли€ и сбежавша€ из дома по причине жесткого обращени€ отца ћари€. ¬ дальнейшем девочка осознает, что жестокость отца €вл€етс€ ни чем иным, как сублимацией подавленного сексуального влечени€ к дочери. ЌижеприведЄнна€ сцена живописует любовный треугольник. — одной стороны, новый знакомый, »горь, нравитс€ ћарии; с другой стороны, она прив€зана к ёлии.

ЂЧ ¬ жмурки Ч это как? Ч спрашивает »горь, изгиба€ улыбкой свои красивые губы. ќн смотрит в глаза ћарии, так что она отводит взгл€д. ” него тЄмные вьющиес€ волосы и из€щна€ ше€. ћари€ испытывает странное чувство, какое-то не€сное желание, холодеет и поправл€ет волосы повлажневшими пальцами.ї

»горь нравитс€ ћарии. ¬ дальнейшем ћари€ пытаетс€ слабо протестовать против убийства »гор€ ёлией: ЂЧ Ќе надо! Ч вскрикивает ћари€ и бросаетс€ ей вслед. Ќа бегу она замечает внизу »гор€, он, опира€сь на стену, медленно сходит по ступенькам на этаж ниже.ї
—ледующа€ сцена описывает предательство со стороны »гор€, жесткую объективизацию пассивного тела ћарии как инструмента дл€ получени€ удовольстви€.

Ђ»горь не уходит, он вдруг поворачиваетс€ к ћарии, берЄт еЄ за плечи и целует в рот. ћари€ цепенеет и терпит, забыв закрыть рот, пока он начинает лапать еЄ, спокойными, глад€щими движени€ми, она смотрит на серую полосу света по стене безжизненного парадного, в котором нет даже насекомых. »горь расстЄгивает на ней джинсы и разворачивает к себе спиной. “олько теперь ћари€ окончательно понимает, что он хочет с ней сделать, страх обжигает еЄ, словно она подошла к краю бушующего кратера вулкана. »горь пытаетс€ нагнуть еЄ головой вперЄд, она вскрикивает и вырываетс€ к окну, он хватает еЄ, в молчаливой схватке она вытаскивает одной рукой нож и, повернувшись, сильным толчком всаживает его »горю ниже груди. Ќож входит трудно, как в кусок жилистого м€са, »горь охает и, выпустив ћарию, сгибаетс€ от боли.ї

ћари€ понимает, что »горь хочет совершить с ней нечто плохое, ощущает угрозу дефлорации, болезненного проникновени€. ѕредупрежда€ опасность, ћари€ сама вонзает фаллический символ Ч нож Ч в тело »гор€, имитиру€ акт насильственного и впоследствии кровоточащего разрыва девственной плевы.

ЂЧ јх, ты така€ сладка€, представить себе не можешь, как шоколадка, Ч смеЄтс€ ёл€. Ч » тебе нечего бо€тьс€, € ведь не могу с тобой сделать гадость. я просто люблю теб€. Ќу поцелуй мен€, зайчик.ї

ѕорочному, садистско-патриархальному миру мужчин-насильников, которые всегда хот€т с делать с девочками Ђгадостьї, ћасодов противопаставл€ет крепкую, невинную, хот€ и эротически окрашенную дружбу девочек.

ЂЧ “ебе больно? Ч осторожно спрашивает еЄ ћари€.
Ч Ќет, Ч отвечает ёл€. Ч  огда били, было больно.
Ч  то бил?
Ч ƒ€дьки, Ч говорит ёл€, почти не двига€ ртом. Ч «атащили мен€ в машину, всЄ лицо замотали тр€пкой, Ч медленно продолжает она, Ч так что еле дышать могла. ѕривезли сюда, били наотмашь по голове, потом ногами в живот. ѕотом долго делали гадость, до крови, а когда надоело, дали желез€кой по шее.
Ч » что дальше?
Ч ѕодохла, вот что. ћозги из мен€ вышибли.
Ч Ќо ты же жива€, Ч возражает ћари€.
Ч “ы полагаешь? ѕросто очень похоже.ї

ёли€ мертва метафизически. ѕосле пережитой психологической травмы, которой €вилс€ сексуальный акт с ребЄнком со стороны взрослого, часть еЄ личности навсегда умерла. ёли€ больше не может испытывать чувства довери€ к взрослому миру, она может лишь отвечать ему ненавистью и желанием мести. –ебЄнок в результате подобной травмы всегда осознаЄт, что с ним совершили нечто нехорошее Ц Ђгадостьї, но зачастую он настолько напуган, что боитс€ кому-либо рассказать, ему (особенно, если он из неблагополучной семьи) не у кого искать защиты и помощи. ¬ качестве утешени€ ребЄнок может рисовать кровавые картины мести в воображении.

ЂЧ ёл€, Ч тихо зовЄт она.
Ч „то?
Ч ј что они с тобой делали, там, у дерева? „то такое гадость?
Ч “ы действительно хочешь это знать?
Ч ƒа.
ёл€ рассказывает ей, что такое гадость. ћари€ поражена и долго обдумывает, как такое вообще может происходить.
Ч ј какого они размера? Ч спрашивает она.
Ч ¬от такие, Ч ёл€ показывает руками.
Ч ќй. ј зачем они это делают?
Ч »м от этого при€тно. » ещЄ они люб€т, чтобы тебе было больно.
ћари€ вспоминает, как отец еЄ бил, и ей кажетс€, что ему тоже было при€тно. ’отел ли он сделать с ней гадость? » почему не сделал?
Ч » что, все мужчины делают гадость? Ёто у всех так?
Ч ƒа.
Ч » все вокруг об этом знают? Ч ћарии снова становитс€ страшно оттого, в каком мире она жила до сих пор. –ано или поздно с ней должны были сделать гадость, а она ничего не знала про это, повсюду властвовал заговор молчани€.ї
ѕо сути здесь представлен комплекс √ризельды, т.е. отец испытывают подавл€емое ( не всегда) влечение к своей дочери. ¬ свете кажущейс€ сексуальной холодности и фригидности героинь можно упом€нуть, что по ‘рейду девочки наход€тс€ в фазе сексуальной латентности и, очевидно, что лимбидинозные импульсы индуцировали противоположные антикатексисы (т. е. вкладывать энергию в поддержание вытеснени€ катектированного процесса), вызыва€ реакции отвращени€, стыда, моральных переживаний и т. п. ’от€ можно даже утверждать, что «. ‘рейд сделал ошибочные выводы, спроецировав мужское либидо на женщин. (‘рейда судьба женщины не слишком волновала. ясно, что, описыва€ ее, он скопировал описание мужской судьбы, ограничившись изменением некоторых деталей. ≈ще до него сексолог ћараньон за€вил: Ђћожно сказать, что, будучи дифференцированной энергией, либидо €вл€етс€ силой мужского ощущени€. “о же самое мы скажем и об оргазмеї. ѕо его мнению, женщины, достигающие оргазма, суть Ђмужеподобныеї (viriloides) женщины; сексуальный порыв Ђодностороненї, а женщина находитс€ лишь на полпути1. ‘рейд до этого не доходит; он признает, что сексуальность у женщины развита так же, как и у мужчины; но он практически не занимаетс€ ее непосредственным изучением. ќн пишет: ЂЋибидо всегда Ч и закономерно по природе своей Ч есть мужска€ суть, независимо от того, встречаетс€ ли оно у мужчины или у женщиныї.(—имона де Ѕовуар. Ђ¬торой полї). “.е. в свете ранней травмы сексуальность девочек прин€ла €рко выраженную эротико-лесбийскую окраску. ¬последствии ћари€, использует влечение своего отца, чтобы расправитьс€ с ним. Ќадо отметить, что ни один из персонажей ћасодова не был убит случайно и беспричинно.


Ђќни все хотели только издеватьс€ над ней, только видеть еЄ мучени€, а вовсе не желали ей добраЕћари€ снова вспоминает д€дю јндре€, его влажный €зык, отупевшие глаза, т€жЄлое дыхание, он был ведь будто пь€ный, хот€ ничего не пил, это прокл€тие гадости овладело им, превратило его в животное, он тоже хотел только одного: сделать эту ужасную, непостижимую вещь с ћарией, с еЄ телом, предназначенным вовсе не дл€ того, хотел пытать еЄ этим садистским, нечеловеческим способом, он хотел еЄ боли и слЄз. » д€д€ јндрей сам получил то, что хотел сделать ћарии, его прибили, как бешеного звер€, теперь он никому больше не сможет сделать гадость. ≈сли бы сейчас д€д€ јндрей вал€лс€ здесь, ћари€ ударила бы его ногой в лицо, она бы била его до тех пор, пока не расквасила бы ему рожу, потому что та др€нь, которую он хотел сделать с ней, не может быть искуплена даже смертью.ї

¬ конечном итоге девочка осознает, что только убийство носител€ потенциальной угрозы может полностью обезвредить еЄ. √лавна€ героин€ жертвует красотой Ђвьющихс€ волос и из€щной шеиї во им€ собственной безопасности. ёли€ подобно укушенному вампиром человеку сама превращаетс€ в вурдалака. ѕробу€ расшифровать данную аллегорию, можно заключить, что человек (ребЄнок), ставший жертвой какого-либо социального зла (несправедливости со стороны других людей, зачастую взрослых, облеченных властью и авторитетом в детских глазах) впитывает и копирует в дальнейшем подобную модель поведени€, принима€ насилие за единственную форму поведени€ среди людей. ¬се же мЄртва€ (мертва она скорее духовно) ёли€ не распростран€ет данную форму поведени€ Ђнасильник-жертваї, в которой можно прин€ть только лишь одну из двух пол€рных позиций, на ћарию. ∆ива€ девочка условно €вл€етс€ альтер-Ёго ёлии ƒќ и ¬Ќ≈ страшной трагедии. ћожно заключить, что у них установлена св€зь Ђ–одитель-ребЄнокї, где ёли€ выступает всесильной, оберегающей силой дл€ слабой беззащитной ћарии. ¬нешн€€ жестокость первой на само деле полностью оправдана и звучит в резонанс жестокости окружающего мира. —ильна€ сторона ёлии Ц еЄ сверхъестественна€ сила, сильна€ сторона ћарии Ц еЄ непорочность. √ероини идеально дополн€ют друг друга, €вл€€сь антиподами.

ѕодобно тому, как у ѕелевина слабо прописаны женские образы, (за что его неоднократно упрекали критики), также и у ћасодова почти не прописаны мужские. ƒл€ ѕелевина под маской любой женщины скрываетс€ Е ѕустота. ƒл€ ћасодова сама не наполненность служит основой быти€. ¬ытесненной за рамки мира, как писала —.де Ѕовуар, женщине не остаютс€ ничего иного, как стать тем ƒругим дл€ мужчины, который выходит за рамки трансцендентного антропоморфного мира. ќна имманентна человеческому: морали, нравственности, Ѕогу, поэтому она оттеснена за границы мира в область непостижимого, таинственного, колдовского, иррационального и имморального.

»нфернальные колдуньи, девочки вампиры, садистки-надзирательницы и мЄртвые пионерки Ц основна€ массовка масодовского пантеона персонажей, не говор€ о том, что главные героини почти всегда женского пола. »ногда на фоне женских фурий мелькают бледные образы мЄртвых мальчиков, но лишь не достигших так называемой фаллической фазы развити€, т.е. не обнаруживающих €вной угрозы девственной целостности женского мира. ƒа и ещЄ в первом томе далЄкой смутной тенью ма€чит идеализированный силуэт Ћенина Ц положительна€ ипостась всемогущего ќтца-«евса-√ромовержца. ќн выходит за план реальной жизни и пребывает в латентном оцепенении. “аким образом ƒругой €вл€етс€ имманентным по отношению к ∆енщине. ќн дожидаетс€, что послушна€, преданна€ ƒочь-—он€ придЄт и освободит прародител€, а в обмен получит безграничную силу и защиту метафорического ќтца. » хот€ —он€ достигает конечного пункта, но сли€ни€ с ќтцом не происходит, т.к. отношени€ —убъект-ќбъект идеальны и символизируют вечное становление ћира, стремление субъекта к объекту; но как только первый достигнет второго, вс€кое движение прекратитс€. „то можно символически описать, как  онец —вета, полнейшие Ќебытие.

“рилоги€ Ђћрак твоих глаз, —ладость твоих губ, “епло рук твоих нежныхї феминна от начала и до конца, красной нитью в творчестве ћасодова проход€т стоны маленьких измученных, изнасилованных, одиноких девочек, которые сплетаютс€ в единый страдальческий крик автора.


“еги:





0


 омментарии

#0 09:22  03-08-2011Ўизоff    
чота вы какуюту хуйню нездоровую читаете, сударын€
* страх обжигает еЄ, словно она подошла к краю бушующего кратера вулкана.* Ч это канешно пиздец что за маргинальна€   , несомненно.
а по сабжу Ч что педофил, что баба песала Ч разницы никакой
говно и в афреке говно, а суд€ по вашему обзору о нЄм речь и идЄт
#1 09:27  03-08-2011Ћев –ыжков    
я, помню, читал все три, благо буков мало. ѕоказалось хуетой.
—ама рецензи€ чота напомнила литературоведческий автореферат. Ќе добро.
#2 10:01  03-08-2011дважды √умберт    
неплохой анализ, правда лексика эта иобнута€ зашкаливает. мне лично ћасодов ничо плохого не сделал, но всю трилогию € не осилил. насчот феминизма Ч все довольно прозрачно. но тезис о том, что он баба не доказан. напротив, скорее. да и мужик это, стопудоф
#3 10:26  03-08-2011дервиш махмуд    
масодова т€жело читать долго. нет в нЄм проблесков света, как в текстах мамлеева например.
#4 10:50  03-08-2011norpo    
ѕишите еще обзоры про авторов которые нахуй никому не нужны Ч это так увлекательно.
#5 11:48  03-08-2011яблочный —пас    
ѕочему печатают говно вопрос риторический гыыыыы
#6 12:03  03-08-2011Ќови    
я, простите, не осилила это до конца, но очевидно, что критикесса еще одна жертва псевдо-образовани€.  огда € читала ћасодова, то просто радовалась и дрочила в положенных местах.
#7 19:57  03-08-2011tianara    
Ќе всЄ же мне ћинаева Ђобзиратьї...
Ќови, какого, интересно, Ђпсевдо-образовани€ї?
#8 02:34  04-08-2011ящер јрафат    
ниасилил. псевдообразованных критикесс в песду

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок

(ј. ¬. »ванов. ¬илы. Ч ћ: »здательство ј—“: –едакци€ ≈лены Ўубиной. 2016. Ч 574 с. Ч (Ќовый јлексей »ванов)

явившийс€ читателю аккурат накануне выборов в начале осени увесистый этот том имел все амбиции быть острым, Ђна злобу дн€ї. Ќо выборы прошли тише некуда, и Ђ¬илыї впились в бок критики почти критикой не замеченными....
18:21  23-11-2016
: [14] [ ритика]
это было или нет
или через много лет
позабыто безвозвратно
сдан билет погашен свет

вЄсла сушатс€ над морем
ласты склеились в углу
тихо капают во мглу
слЄзы грЄз убитых горем

все слова теперь умолкли
пустота и тишина
и лежат на книжной полке
кучей книжного дерьма

было ли хоть что-то важно
или только сон бумажный
....
12:13  12-11-2016
: [80] [ ритика]
ќн уходил. ’рипел и пачкал красным
 олючий снег. » пеной на клыках
¬стречал рассвет. ѕо ломаному насту.
ќн проиграл, но не изведал страх.

ќн уходил. » псы к нему бо€лись
ѕодатьс€ ближе дес€ти шагов...
---------------------------------------
¬от вы в своих стихах не заебались,
ѕоэты, бл€дь, отстреливать волков?...
ѕјƒј≈“ ѕ≈–¬џ… —Ќ≈∆ќ . ѕќƒћќ–ќ«»Ћќ...
.
ѕадает первый снежок.ѕодморозило.
Ћисть€ опали с древес.
—мотритс€ в светлое зеркало озера
√олый по-зимнему лес.
.
¬етер холодный поет колыбельную
ћокрым кустам ивн€ка
¬ сонной долине серебр€ной лентою
“онка€ вьЄтс€ река....
(¬. ѕелевин, ЂЋампа ћафусаила, или  райн€€ битва чекистов с масонамиї Ч ћ.: »здательство ЂЁї, 2016. Ч 413 с.)

Ќа вопрос Ђѕелевин или —орокин?ї ƒмитрий Ѕыков глухо в ночи ответил категорически: Ђѕелевин!ї ¬опрос этот (впрочем, как и ответ), из разр€да: ЂЋюбовь или морковь?...