Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

За жизнь:: - После Революции 3D

После Революции 3D

Автор: Антоновский
   [ принято к публикации 19:19  16-12-2011 | я бля | Просмотров: 2270]
Беременный этим рассказом, я шел серой улицей между любимых застойных домов, в разбитых аллеях декабрьской грязи да в разночинной полифонии окружающего мира. Питерское небо поднялось высоко, словно кто-то заполнил экзистенциальный бассейн, в котором мы все плаваем, до краев. Удивительно: если это означало, что нам теперь ещё сложнее всплыть, то от этого становилось только легче. В голове я составлял строчки, предложения, абзацы этого рассказа, стараясь запомнить все и, добравшись до дома, достаточно точно воссоздать его в вордовском документе. Многие предложения я повторял по два и по три раза, чтобы лучше их запомнить. Вот так. Многие предложения я повторял по два и по три раза, чтобы точнее вбить их в память. В голове я составлял строчки, предложения абзацы этого рассказа, стараясь запомнить все и, добравшись до дома, достаточно точно воссоздать его в вордовском документе…
Вокруг меня сгущались слегка потусторонние сумерки. Обычное для зимы явление.
Странное чувство дежавю – не раз упомянутое в прозе и кинематографе, но так никем не угаданное и не разгаданное. К чему оно? Зачем? Откуда появляется и почему не уходит, почему так сложно ухватить его за хвост, почему оно усиливается с каждым новым мгновением, а потом, когда кажется, что, наконец, вспомнил и разгадал эти наложенные друг на друга атмосферы, покидает твою душу.
Стоял декабрь 2011 года, в Питере он выдался совсем бесснежным, лишь липкая болотная влага неприятно морозила щеки. В стране происходили какие-то неясные события, при мыслях о которых на душе оставалось легкое недоумение. Два часа назад в прямом эфире выступил премьер Путин, и от его выступления осадком болталось лишь раздражающее чувство, что власть окончательно съехала с катушек, растерялась и ведет себя как поверженный навалом здравого смысла интернет-тролль. Что все это сулило, было не совсем понятно. После митинга на Болотной все, казалось, успокоилось и вошло в естественную колею – недовольные готовили новые акции, власть смирилась с этим и обещала быть глухой, но терпимой к оппонентам. И тут Путин выкинул финт левой – повел себя в прямом эфире совершенно по-идиотски… Неужели он и вправду такой тупой? – вертелось в этот момент в голове у многих.
Я только-только вернулся из серой громадины Москвы, из обширной медиа-иллюзии кинетического мегаполиса – в ленивую пряжу родной глуши, где мечешься и бьешься о бесконечные разговоры, которые никогда ничем не кончаются. Мне хотелось действовать, и для начала я задумал этот рассказ. Мне хотелось рассказать о странном чувстве, которое было чем-то большим, чем дежавю. О чувстве, посетившем меня после “хипстерской революции” на Болотной, посетившем меня непосредственно в кафе “Маяк”, поздней ночью, когда несколько десятков пьяных участников митинга, продолжали отмечать свою победу.
Мне захотелось быть необычайно точным в описании чувств, ибо, растворенные в чехарде внешних событий, они, безусловно, были реакцией на то, что подавало мне время, на то, что чувствовал мой маленький субъект в толпе, которая облепила меня со всех сторон и частью которой я стал на данное мгновение, на следующее, на следующее …

Обыденность скучна, обыденность подавляет – сколько раз повторял себе это каждый из нас долгими зимними вечерами в своей клетке, из которой не метнуться ни вправо, ни влево, как в переполненном автобусе в час пик. Я же всегда любил обыденность и люблю, впрочем, до сих пор, внимательно вглядываюсь в неё, разглядываю, вычитываю из неё экзистенциальную тоску, стараясь полнее понять, как же она так чудно устроена, верю, что под слоем из надоевшей механики в ней лежит настоящее счастье.
Когда Путин стал частью обыденности? Частью серого трамвайного пути до ближайшей станции, частью переполненного вагона метро, душного бледного офиса, невкусного бизнес-ланча, длинной, до чесотки в сердце, пробки? – да, пожалуй, сразу. Пожалуй, не прошло и полгода его правления, как Россия стала превращаться в страну обыденности. Жизнь побежала в сторону песочных замков ипотечных кредитов, виртуального счастья – бесплатных фильмов из торрентов, секса с забытыми одноклассницами с одноименного сайта. Были теракты последнего всплеска большой истории, которая, кажется, может коснуться и тебя своей самой неприятной стороной, но они быстро забывались, растворялись в пятничных попойках в открытых по европейскому принципу барах, в позорных корпоративках, которые потом даже вспоминаешь без стыда, в пересказе шуток из камеди-клаба, в бесконечности дома-2, в перепостах глупых демотиваторов.
Путин стал королем 2000-х, он восседал над Единой Россией – покрывшейся медленно молочным туманом белой страницы вконтакте. Слившись с ней, он стал фактором архитектуры, громадным небоскребом, который мозолит глаза – и от которого, кажется, идут какие-то зомбирующие лучи, но даже они не очень-то и влияют. Дело ведь не в них.
И вот его разлюбили. Архитектурная Стелла оказалась живым человеком, которому тяжело перенести ненависть окружающих, и оттого он в прямом эфире кажется жалким … подавленным. Глупым кажется.
На моих глазах, на наших глазах начинались 10-е годы.
Камера стоит в 2007 году: я опух до неприличия, потребляю невкусное пиво из полторашек – «Степан Разин. Адмиралтейское» – начинаю с него день, чтобы хоть как-то прийти в себя. Я законченный алкоголик, и «Адмиралтейское» нужно мне для поддержания жизнедеятельности. Мне 19 лет.
Просыпаюсь я рано, похмелье не дает поспать, надо идти пить, папа уже ушёл на работу, мама спит, по радио начинается «Утренний разворот на Эхе» с Сергеем Доренко. На любые вопросы родителей у меня есть новое вранье, с кем бы я ни разговаривал, я вру. Я считаю себя поэтом, хотя уже год не пишу никаких стихов, выгляжу на 10 лет старше, чем есть, одежда грязная, впрочем, как и я сам – моюсь и чищу зубы я редко.
Это невыносимо. Невыносимо смотреть туда без содрогания. Кому-то такая жизнь покажется веселой, но веселого там ни на грош. В этой жизни, которая только видится свободной как ветер, нет никакой свободы – одно заключение. Я не различаю времен года, есть только время суток, есть только способы добыть деньги на очередную полторашку – кто говорит, что пивного алкоголизма не существует, пусть расскажет об этом мне.
Это все закончится очень печально: в один прекрасный момент я окажусь в реанимации, потом ещё раз, потом брошу пить навсегда. Но тогда – в 2007 – выпив свою утреннюю порцию пива и дослушав Доренко, я ложусь спать. Если мне и снятся сны, то очень неприятные, в них фигурируют крысы, демоны, ещё какие-то монстры больного сознания. Но в одном из таких снов, в прокуренном кафе, странном, с высокими потолками, с красными занавесками, более похожем на театральный буфет, я увижу сквозь сигаретный дым странную толпу, празднующую то ли Новый Год, то ли ещё что-то. В толпе мелькнут ведущие передачи Хорошие Шутки – Шац и Лазарева, ещё какие-то странные лица. Сон из череды снов, непонятный и ничего не значащий, тем более, когда единственная твоя мысль по пробуждении – спасительный глоток пива.
Параллельные миры существуют. Теперь, в 2011 году, мы можем рассуждать об этом с точки зрения элементарного здравого смысла. Порой что-то в обыденности меняется, на привычные вещи падает косой луч иного света, и оказывается, что это не твой мир вовсе, хоть и внешне похож. Я исписал на эту тему мегабайты ворда, пытался отразить это чувство в каждом своем сюжете, и, в конце концов, я изучил мельчайшие тонкости проникновения туда, за кулисы обыденного – в другой мир, стал профессиональным скользящим.
Называйте это как хотите, это тема моей научной деятельности и пусть это покажется кому-то сумасшествием, я готов раз за разом показывать, как находить порталы и попадать туда, где все чуть-чуть по-другому, хоть и кажется, на первый взгляд, так, как есть. Я научился этому, когда перестал изменять своему сознанию с любыми внешними препаратами и напитками.
Каждый из нас жив в своей экзистенции. Каждый день мы видим сквозь призму собственной судьбы, своих чувств, эмоций, переживаний, размышлений. Внешние факторы впечатывают в наше видение окружающего несмываемые оттенки. Взаимосвязь всех со всеми оплетает нас паутиной – и хоть двух одинаковых видений дня нет даже у сокамерников, наши дни влияют друг на друга. Суббота 10 декабря одного – добавляет ещё одну краску в субботу 10 декабря другого, даже если они на разных частях планеты. Такова природа вещей.
Окажись человек один одинешенек в заброшенном мире, как это бывает в фантастических рассказах – сердце его вряд ли выдержит. Мир, не окрашенный чужими атмосферами, равнодушно рухнет на сознание несчастного – настолько страшна отрешенность природы и всего неживого, настроенного и созданного человеком здесь.
Только во сне города оживают. Там, во сне, ты можешь оказаться совсем один, наедине с предоставленным тебе пространством, и оно будет разговаривать с тобой. Но чужие тоже частенько заходят в сны. Там – они твои, не свои, а твои, такие, какими ты их воспринимаешь.
Мне никогда не снился Путин. Другим снился. Они рассказывали свои кошмары, видения, и милые забавности – Путин поёт – то Radiohead, то Пугачеву. Путин в образе вампира гонится за моим другом, и тот борется с ним при помощи хоккейной клюшки, Путин летает на пылесосе, Путин появляется на телеэкране в сюрреалистическом бреду и произносит что-то задом наперед женским голосом.
Путин снится обитателям многоэтажек, как трамвайный парк на несуществующем проспекте Просвещения, как мне снятся небывалые станции метро на зеленой ветке, которые идут куда-то за Васильевский остров, или заброшенные обсерватории посреди Старой Деревни.
Мы живем в виртуальном застое – в мороке обывательских виртуальных всплывающих окон – в виртуальных квартирках, которые смогут в какой-то момент исчезнуть, в объятьях виртуальных друзей – которые часами не отвечают на твои сообщения в он-лайне. Нам снится Путин – каждому свой. Мне отчего-то никогда не снится – но это ничего не значит. Это не значит, что он не присутствует во вселенной моих снов, а затем и моих дней.
В 12 часов магия перестает действовать. Карета обращается в тыкву, платье в лохмотья, кучер в крысу. Срок погашения кредита истекает. End Credits десятилетия. Путин становится идиотом.
Десятилетие отвергало смыслы. Тотальный КВН победил – парни из Камеди Клаба стали миллионерами. Каждый определял, над чем смеяться, сам. Анекдоты сменились мемами – загадочной абракадаброй, взламывающей узкоколейные шоры. С парадоксами стали дружить гопники, а не гении. Каждый новый парадокс сопровождался гаденьким смешком – Слышь, зацени. Перепост.
Юрий Сапрыкин написал в сентябре 2008 года колонку в «Афише» под названием «На сложных щах», в которой впервые на русском языке употребил слово, ставшее впоследствии самым точным и самым ругательным – «хипстер». Те, кого он назвал «словом на букву Х», были не способны сформулировать своего смысла – но обосабливались в компанию по интересам и игрались в мусорной куче образов прошлого. Их Трендами становились пост-модернистские ревизии культурных кодов 20 века, их шорами стало эстетическое отрицание — спустя 3 года после самоопределения (которое большинство из них так же отрицает) их стало большинство – Путин слишком явно стал идиотом. Хипстеры вышли на площадь.
По самым смелым подсчетам, их было 150 тысяч. Среди них случались националисты и футбольные фанаты, пенсионеры и люди среднего возраста – все они теперь были хипстеры. Их эстетическое отрицание перекинулось на власть – 2000-е годы сожрали сами себя.
Они были порождением путинской обыденности. В мире песочных замков и виртуальных друзей, в мире компьютеров из юлмарта и мебели из икеи – они выбрали Гугл Хром, вместо Интернет Эксплорера.
Я все ещё кружу по району и сочиняю этот рассказ. Теперь смысл накладывается один на другой, и запоминать его становится все сложнее. Вероятно, окончательная версия будет несколько другой, чем та, что у меня в голове. Я все ещё не перешел к тому, о чем хотел написать здесь, о том, что увидел после революции…
У нас больше нет времен – настоящего, прошлого, будущего – субъективный нарратив каждый определяет сам для себя – как говорить о себе сейчас в настоящем времени, в будущем, в прошлом. Я ходил, я хожу, я сойду. Сойду с ума …
Во главе всего стала интонация. Интонацию каждый определял для себя сам. Чем круче интонация твоего рассказа, чем точнее ты её уловил, тем комфортнее тебе живется. За пределами интонации – теряется трехмерность. Мир субъективного нарратива – плоский, как земля на трех слонах, но в этой плоскости – особый мазохистский кайф. От этого такая дикая популярность псевдоисповедальной интонационной прозы в 2000-е. Книги эти содержали жизнь автора, сжатую в одну интонацию – Пашка умер, Ленка ушла, Витька сторчался… — что-то вроде этого. «Я хожу беременный этим рассказом» или «Я опух до неприличия» — из той же оперы.
Я сижу поздней ночью на своей старой кухне, слушаю ораторию Шумана, «Cтранствующая роза» и пишу этот текст. Записываю то, что я придумал днём.
В мире субъективного нарратива практически невозможно любить другого. Возможно любить только свой нарратив. Во всех этих ушла, предал – постоянная потеря того, кого ты придумал себе – Другой оказался Другим – и ставший модным в 2000-е Жан Лакан радостно выпрыгивает из гроба в честь этого И вот главный герой остается в одиночестве.
Вот я еду из Чертаново на 163 маршрутке. Я первый раз за долгое время еду на маршрутке в Москве – до этого или на метро, или пешком, или на тачке друзей. Долгое время я не могу понять, как мне заплатить. В Питере деньги за проезд передают водителю, здесь надо совать какую-то карточку в аппарат – 21 век. Пассажиры улыбаются мне.
Идет снег. Варшавское шоссе плотно теснится в сторону центра. В Чертаново много пустого пространства. Как режиссеру мне это приятно. Я люблю нарушенную пустырями композицию, когда дома громоздятся, как придётся, а между ними – пустота. В этом нет чего-то надуманного – фотографического. Обыденность здесь случилась, как случилась – незаметный бардак, не переросший в помойку – то, что делает жизнь живой. Крупный снег хлопьями. Передо мной школьники-старшеклассники, он играется в айфон – ему неудобно крутить его в руках, и он переходит смотреть картинки в приложение «Ай да прикол» – там какие-то демотиваторы про митинг. Его подружка натурально вяжет что-то. Спицами в смысле, может носочки какие, может ещё что. Потом он уговаривает её не ходить на переписывание сочинения, которое все старшеклассники писали во время Болотной в субботу –
- Твоя мама написала, что ты не пойдешь на митинг, ну и все. Не надо ничего писать!
Вот такой диалог.
Они выходят вместе со мной на Калужской.
А до этого я видел пустую ночную Москву, она была покинута людьми, это странное ощущение оставленного темного города в понедельник. Там, где должны быть толпы, гуляет ветер, в холостую работает иллюминация – ощущение, как черепахе в большом аквариуме – есть куда расти. И ощущения растут. Революция это тоже всего лишь толпа – тесная и обыденная, она ищет пустыри между многоэтажками в Чертаново – потому что там есть лазейки в параллельные миры, каждый ждет, когда толпа уляжется спать и каждый окажется в пустом покинутом городе – наедине сам с собой…
В этот момент, когда я дописал слово «собой», мой компьютер выключился и начал перезагружаться. Он сообщил мне, что устанавливает какие-то обновления для Windows, и я сидел и ждал 20 минут, пока он их установит, и я снова смогу продолжить письмо. Все это время я нервничал, что текст или часть текста не сохранится. Остается только гадать о случайности происшествия. Кто пишет рассказы? Как складываются винтики и паутинки реальности, чтобы тексты вышли именно такими? Но файл сохранился, и я снова пишу…
Наедине с собой … после революции. Я перехожу к главной части своего рассказа, к сбывшемуся сну из алкоголического прошлого, когда ночью с 10-го на 11-е декабря я оказался в кафе «Маяк», где активно праздновали победу на Болотной. Победу ли?
Что было для этих людей победой?
Татьяна Лазарева выступившая на митинге с речью, та самая Татьяна Лазарева, которую я видел в том далеком сне, в этом же интерьере, пела Интернационал, потом Варшавянку, потом, кажется, Ленин такой молодой. Стол подпевал ей.
Было ли это дежавю? Нет. Сон – сон из страшного прошлого, который теперь сбывался. Я мало, что помню из того времени – но теперь, тогда, там, в «Маяке», я вспомнил ощущения – вспомнил картинку, cон расплетался, как клубочек, катящийся с горы. Спрятанный в подсознании, он выходил через мои глаза и тут же возвращался в них – получался эффект двойного экрана, воспоминания на долю секунды опережали реальность.
В зале царила эйфория. Молоденькая нимфетка с черными зрачками подбежала ко мне и стала трясти за грудки.
- Никита, выпиши кокаин!
Она думала, что я Никита Ефремов.
И это было в том сне. Пьяный очкарик бегал по залу со стаканом – За революцию! Около туалета я, поддавшись эйфории, дирижировал хором девушек – мы вместе пели Zombie The Cranberries. Какой-то седобородый скульптор по-английски требовал, чтобы я пришел на его Exhibition inWednesday. Рыжая меланхолическая девушка выводила свой телефон красной губной помадой на салфетке, перед тем как убежать, она вручила мне «О дивный новый мир» Хаксли.
В какой-то момент неизвестный Миша говорил мне, что у врущих напротив меня девушек, которых я убеждал в том, что выловил их трупы в озере Долгом, когда работал следователем (они представились Анжела и Снежана), надо взять телефоны, иначе они смоются. Миша утверждал, что так происходит каждый раз с девушками, которых он встречает у Симачева. Вскоре девушки действительно вскрылись.
Столы периодически поднимались – За Революцию. Ещё раз. Ещё. За нашу и вашу свободу – на полном серьезе.
Я все это видел четыре года назад. Во сне. И мне не хочется делать из этого никаких выводов. Возможно, сознание обманывает меня, и никакого сна не было. Может, воспоминания о сне появились только сейчас. Возможно, дежавю – просто обман времени, будущее слегка смещается в прошлое, и тебе кажется, что 2011 год наступает до 2007-го, полсекунды в будущем происходят раньше, чем полсекунды в прошлом.
Возможно и так, что прошлое – это то, что мы придумываем для себя в настоящем. И то, что придумывают наши Другие. То, что они придумывают за нас. Возможно, каждый день наше прошлое меняется.
Даже в коротком отрывке, а я описал далеко не все происходившее в Маяке – видно, что в объектив писателя попадают лишь определенные сценки, представленные с определенной интонацией. У каждого свой нарратив. И скажем, Татьяна Лазарева описала бы это все совсем по-другому.
А как описали бы это Анжела и Снежана…
На этот счет тоже снято несколько неплохих фильмов – самый известный и ранний из которых – «Расемон» Акиры Куросавы.
Сколько там было народу – человек 50. Я верю в существование их всех. Конечно, все они когда-то приснились мне, даже если я не успел их рассмотреть тогда, теперь я, кажется, закрываю глаза и вижу их.
Вот амфетаминовые девушки несут пьяное тело моего знакомого из опен-спейса. Их разговорчивость слегка отвратительна, а знакомый кидает зигу, когда я подливаю ему виски, уже сидя за их столиком.
Вот 17-летние девушки возле бара, они явно не из всей этой компании, и, скорее всего, даже на митинге не были. Они сообщают кому-то, что им 17, но это не останавливает поинтересовавшегося. Сзади кто-то на полном серьезе орет:
- Я актер и мы пьем, пока не упадём!
Другой актер рассказывает кому то про Вьетнам. Он старомоден: длинные волосы с пробором посередине, синий бадлон заправленный в коричневые брюки.
У фоно гремят. Солирует мой друг доктор Самигулин из нашей компании. Его приятель, представленный как миллионер (лицо очень знакомое), тоже периодически садится, чтобы исполнить ноктюрны.
Так закончились 2000-е. Так в середине года бывает, видишь во сне будущий Новый Год.
Когда провожают эпоху, случается – все сливаются в единое целое. В табачный дым под потолком вечеринки, или аккорды пианино, которое шумит песнями единения –
Взрывами петард.
Я зайду сюда в 4-ре утра ночью в понедельник, здесь будет пусто, и только тогда я пойму, что это пространство расчистили для меня.
Я найду портал и войду в параллельный мир. Там все будет также – но станции утреннего метро в окне вагона – те, которые идут по серой ветке до Чертановской, будут казаться мне магическими актовыми залами из того застоя, который я чуть-чуть не застал до рождения. Я называю эту эпоху Кирбулычевской.
Я придумываю этот рассказ на улице – темнеет. Слом эпох ощущается в нитках, которые обволакивают меня в спальном петербургском районе. Я снова телепортируюсь туда-сюда – прислонившись лицом к окну, к иллюминатору, к сну …
Снова эта интонация.
Путин летит в черную бездну ночи.
Время вырывается из рук, как кот, которому надоели ласки. Если 2000-е ещё не окончились, то только потому, что я сам себе снюсь – 2007-ому законченному алкоголику.
В конце концов, почти 5 утра, и мне пора спать – завтра на работу. Любая интонация заканчивается у читателя в голове, там она смешивается с его интонацией, с его проблемами, внешними факторами, с его видением дня или ночи, с его существованием и его экзистенцией.
Кажется, о таких революциях возможно думать только в застой. Но ведь застой прекрасен, как обыденность. Мы все с ностальгической интонацией однажды вспомним об этом времени, в котором хотели перемен, каких не знали сами. Хипстеры.
И вот ещё – ведь у Путина, у него там тоже свой день, свои внешние факторы, своя интонация. Кто-то в бездне космоса дал ему мелков порисовать пустоши спальных районов. Дети такое с удовольствием рисуют.
С этими мыслями я захожу в парадную, чтобы дома сесть за этот рассказ.
С этими словами я ставлю здесь точку.
На этом читатель заканчивает читать этот рассказ.


Теги:





-1


Комментарии

#0 18:27  19-12-2011штурман Эштерхази    
Про хипстеров есть. Зачёт.
#1 22:48  29-12-2011Лев Рыжков    
Замечятельная статья. Много всего правильно подмечено. Например, «гопники — друзья парадоксов». Так шта браво.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
07:52  22-02-2025
: [5] [За жизнь]

Мягко падал прошлогодний снег,
Плавно тая на закрытых веках.
И лежал в сугробе человек,
И струился пар от человека.

Хохотали, прыгнувшие вслед
В снежный стог из пьяной русской бани
Две солистки и кордебалет
(Человек был молодой, но ранний)....
12:09  15-02-2025
: [15] [За жизнь]
Каждое утро рассвет одинаков -
В небе заря занимается ярко,
Зёрнами вспухших невиданных злаков
В нём облачка, и огромная арка
Радуги, если дождишко пролился,
Птицы сквозь арку проходят, как гости,
Ласточки, гуси, везущие Нильса,
Плавно скользят на горящем норд-осте....
02:14  02-02-2025
: [14] [За жизнь]
Мысля себя, как живой пустоты структуру,
простой морфологией — формой, чей ясен лик,
доцент философии Иммануил Верхотуров
мрачно взбирается на наивысший пик.
Там озирается он, не идет за ним ли,
чтоб озарить бытие, кавалькада дней
(ты приглядись, как торжественно трутся нимбы,
искры огня высекая, о сути нерв)....
09:58  31-01-2025
: [189] [За жизнь]
Тамара родилась в Сибири,
В ничем не славном городке.
Когда ей минуло четыре,
Отец ушел. И, тут, в пике
Сорвались жизни двух девчонок
(Тамара – старшая сестра).
Их мать – сама ещё ребенок,
Вставала с раннего утра,
И уходила на работу,
Где гнула спину за гроши,
Пока не встретила кого-то,
С кем загуляла от души....
08:52  29-01-2025
: [11] [За жизнь]
Перфоратор, сверла, дрель,
гвозди и стамески,
приуныли вы теперь,
типа - неуместны.
Сварку, бур покрыла пыль,
но спросить нельзя им:
неужели нас забыл
бодрый наш хозяин?
Может быть он заболел,
иль случилась драка,
так-то вроде, крепкий чел,
но… бывает всяко....