Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Графомания:: - Художественная функция символа луны в повести Б. А. Пильняка «Повесть непогашенной луны».

Художественная функция символа луны в повести Б. А. Пильняка «Повесть непогашенной луны».

Автор: Вова2
   [ принято к публикации 14:36  27-01-2013 | Лидия Раевская | Просмотров: 4258]
Рассматривая образ «непогашенной луны» из одноимённой повести Бориса Пильняка, к сожалению нельзя никак отстраниться от политической составляющей данного произведения, которая как ни крути, так и лезет на первый план. Хотя автор и предупреждает нас в предисловии (Воронскому, дружески): «Целью моего рассказа никак не является рассказ о смерти наркомвоена»… Но именно это предисловие, ещё больше подогрело интерес к повести, так как Александр Воронский был близким другом Фрунзе, и сходность Гаврилова с Фрунзе – очевидна невооружённым взглядом.
Из воспоминаний сына Б.Б. Андроникашвили-Пильняка: «Осенью 1925 года в Баку приехал М. В. Фрунзе. Его сопровождал А. К. Воронский, его иваново-вознесенский земляк и революционный соратник, личный друг. В «Повести непогашенной луны» Пильняка они оба описаны в качестве командарма Гаврилова и его друга Попова… Что касается Воронского, то повесть была посвящена ему, ему пришлось оправдываться, что он сообщил Пильняку подробности о смерти Фрунзе».
И всё-таки эта повесть представляет собой не только историко-политический репортаж, но в ней так же имеется и тайный (мистический) подтекст, связанный прежде всего с образом луны. Взойдя на пьедестал этой повести, луна будет освещать прозу Пильняка, превратившись в зеркальное отражение, которое внесёт раздор и смуту во внутренний мир Гаврилова, и свяжет между собой природное и историческое начало. Луна ставит ребром извечный вопрос, о свободе выбора каждого человека. И Гаврилов попадает в свою же собственную ловушку, срабатывает закон о сохранении энергии. Он думал, что только ему дозволено посылать людей на верную смерть, в кабинете у негорбящегося человека: «Ты помнишь, как мы обсуждали, послать или не послать четыре тысячи людей на верную смерть. Ты приказал послать. Правильно сделал». Но времена меняются, и теперь Гаврилову «предлагают» сделать ненужную операцию на желудок (вырезать язву или зашить её). По партийным соображениям командарм не может ослушаться или отказаться, и ложиться на операционный стол – настоящий большевик, ничего не поделаешь. Во время операции выясняется, что язва уже зажила, но в этот момент сердце Гаврилова останавливается. Командарм умер в час семнадцать минут, а утром, когда «красное, багровое, холодное на востоке поднималась солнце», так же как и в ночь перед этим, как много, много ночей подряд, «умирала за снегами в синей мгле луна». Только природа может умирать и возрождаться много раз, а человек Гаврилов возродиться, увы, не может. И эта мысль о смерти, набрасывает на «Повесть непогашенной луны» мутный налёт печали, а так же воссоздаёт символический характер, при этом обнажая природную сущность самого произведения. Пейзажные зарисовки предваряют каждое новое место действия, и гармонично вплетаются в ткань повествования. Поэтому большую часть повести, мы видим невесёлые, малопривлекательные картины: серенькое небо, промозглая сырость, изморозь, кровавый закат. Надо заметить, что в основе пейзажа доминирует серый цвет, встречающийся в повести 13 раз: «серая муть туманов», «серый вой» гудков над городом, «невесёлый, изморосный, серый» рассвет и так далее… Серый цвет разбавляется не менее тоскливыми синими и зелёными красками: «синие облака в чёрных провалах неба», «зеленоватая муть дня». Такая ограниченность авторской палитры объясняется не только тем, что действие происходит осенью, но и тем, что служит для создания общего настроения, эмоционального фона, царящего в городе. Поглощённый туманом город живёт унылой, несчастной жизнью. Даже его «фонари похожи на заплаканные глаза», город погрузился в серо-зелёный цвет шинелей и мундиров. Но в день смерти Гаврилова выпадает снег и всё становится белым и чистым: «город затих белой тишиной, побелел, успокоился», «в операционной было необыденно светло». Такая перемена сначала может показаться неожиданной и неуместной в ситуации, когда гнетущий своей атмосферой сюжет приходит к кульминации. Но на самом деле, ведь недаром в той же Индии, белый цвет символизирует – смерть. Так и в нашем случае, именно смерть Гаврилова становится кульминацией повести, и белый снег, белые халаты, пол, стены, потолки, выкрашенные белой масляной краской, белые руки хирурга Лозовского, и даже луна, – всё сходится на том, что «Гаврилов должен умереть под ножом, на операционном столе». В итоге пейзаж в «Повести непогашенной луны» является полноправным участником описываемых событий, и именно ему автор доверяет выразить недосказанные им самим мысли и чувства. Поэтому не случайно, что один из главных природных символов – луна – становится основой произведения и выносится автором в заглавие.
В заключение всего вышесказанного хотелось бы отметить, что Б. Пильняк стал одним из первых, кто наиболее прозорливо почувствовал симптомы надвигающегося культа личности Сталина, и решает художественно осмыслить всё увиденное, остро обозначив в своём произведении проблемы, которые начинали волновать многих думающих людей того времени. При этом писатель всячески пытается скрыть своё личное отношение к происходящему, побуждая читателей к активному поиску собственных ответов на поставленные вопросы.


Теги:





0


Комментарии

#0 17:36  27-01-2013Лев Рыжков    
Читал я эту повесть лет 25 назад. Жутким гавном показалась. Этакая актуальная публицистика с художественными выебонами.
#1 20:30  27-01-2013Real Drug    
Пильняка один рассказ осилил про то как японцы клад искали в море возле Балаклавы. Креатив - поток мутного кала.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
12:04  14-05-2025
: [10] [Графомания]
Ида любила смотреть на небо, выходя на прогулку в скафандре. Она просила автоматику скафандра отключить светофильтры и шла по льду, медленно, стараясь не поскользнуться, выходила к океану, оттаявшему на этой широте, любовалась волнами, ставила скафандр на внешние звуки и слушала прибой....
10:51  11-05-2025
: [5] [Графомания]
Представь себя в зимнем лесу.
Ты стоишь на поляне, вокруг деревья.
Такие высокие, что достают до неба.
Вокруг кружатся чистые, белые снежинки.
Ты чувствуешь как они тают на твоей коже.

Тебе не холодно, холоду не одолеть тепло твоего бьющегося сердца....
12:24  01-05-2025
: [3] [Графомания]

Среди зимней и летней мирской суеты
Вдохновлённо учёный глядел на цветы.
Вот где чистой гармонии кроется вязь
С красотою, которая прочно слилась.

Спать с идеей в обнимку его торжество
И цветочному запаху проще всего
Вырвать новую из окружающей тьмы
Посылая в учёного сладкие сны....
00:54  27-04-2025
: [6] [Графомания]
Настоящие друзья это редкость.
Утешают, когда так нелегко.
Согревает добротой откровенность,
Даже если мы с тобой далеко.

Вроде мы с тобой в окопах не спали,
Эшелоны не бомбил мессершмитт.
Просто есть мы друг у друга и встанем
На защиту сердца, если болит....
12:46  12-04-2025
: [3] [Графомания]
Эта история родом из детства произошла в один из солнечных дней мартовских каникул. Было мне тогда 13 лет. Я, Дуля, Кляча, кто-то из Мэков или было Мэков двое, старшой и младшой, не помню кто точно был. Ну и полезли мы от нечего делать четырёх этажку (недостроенный по причине подводного озера шестнадцати этажный дом)

Строительство этого дома началось не смотря на протест многих жителей и специалистов в области геологии и гидрологии....