Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Публицистика:: - узбеки (эссе на конкурс публицистики)

узбеки (эссе на конкурс публицистики)

Автор: александр махнёв
   [ принято к публикации 16:58  27-11-2013 | Евгений Морызев | Просмотров: 2656]
Берясь за это незамысловатое эссе я испытываю нешуточный «трепет душевный». Поскольку незамысловатым может оказаться разве мой подход к теме. В этом я прекрасно отдаю себе отчёт Сама же тема грандиозна и необъятна. Попытка как-то сформулировать современную ментальность, то есть вывести образ целой нации почти безнадёжна.
Тема которую я рискнул трактовать подобна минному полю. На любом участке я сильно рискую подорвать свою репутацию обвинениями в национализме, расизме, шовинизме. А может и совсем напротив – в заискивании.
Но против наличия у всякой нации своего особенного образа, по нашему современному -ментальности- всё равно не попрёшь. Наличие таковой подтверждает даже и народное творчество. Пословицы, поговорки как квинтэссенция опыта. Я к этому ещё вернусь.

И всё же, и тем не менее… Всю свою сознательную жизнь я живу рядом с узбеками и смею надеется что знаю их достаточно хорошо. С другого боку я не только не принадлежу этой нации но и не рождён в этих местах и не склонен несмотря на длительность проживания к ассимиляции. Что, как мне представляется, может как раз служить залогом некоторой объективности. Той самой, которая в чистом виде не существует. Реально, в таком сложном вопросе, в принципе недостижима. Пояснения возражения и поправки будут приняты с безусловной благодарностью.

Видел как-то московского артиста. Показываемый им персонаж был одет в туркменский халат, киргизскую шапку. Говорил персонаж с азербайджанским акцентом, при этом настаивал на том, что показывает именно узбека. Характерная история. В России весьма расплывчатое представление о Средней Азии, как о чём- то очень экзотическом. «Нашем», близком, но сильно отдалённом. Не сильно касающемся. Верблюды, саксаулы, аксакалы…
Однако, между прочим, в советском искусстве узбеки как второстепенные персонажи встречаются черезвычайно часто. Именно узбеки!!! Не часто встретишь в кино и литературных произведениях таджиков. Редки киргизы, уникальны казахи, « в диковинку» туркмены. Среднюю Азию в советском искусстве преимущественно представляют узбеки. Как скажем Кавказ в основном грузины. Вспомним хотя бы Ромео «В бой идут одни старики», героя Константина Райкина в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих». Или «сергеямихалковское»: «у москвички две косички у узбечки сорок пять…»

А какие они на самом деле? Даже живя среди них больше сорока лет не могу претендовать на объективность. Вряд ли в таком скользком вопросе она вообще возможна. Но попробую, всё же попробую!, изложить своё представление. Оно очень общее и крайне! субъективное. Оно МОЁ и только моё. Ничего больше.

Процесс «складывания» узбеков как самостоятельной нации и по сей день остаётся процессом открытым и незавершённым. По существу в настоящий момент на территории Узбекистана и за его пределами проживают потомки многочисленных племён, только в общем и целом слившихся в один народ, в начале прошлого века, но ещё очень живо помнящих свои родоплеменные различия и в начале нашего века, нынешнего двадцать первого. Сколь-нибудь выраженная национальная общность сформировалась собственно именно в российско-советский период. И за прошедшие сотню лет конечно же не могла превратится в настоящую монолитность. Так что требование немедленной демократизации то и дело раздающееся из «цивилизованных» стран — глупый бред и утопия. Непонимание существующих реалий.
Узбеки на юге и узбеки на западе Узбекистана это очень разные узбеки. Узбеки Бухары и Самарканда вообще строго говоря скорее таджики. К узбекам из Кашкадарьи и Сурханских предгорных степей у узбеков «омывающих Ташкент» отношение несколько пренебрежительное. Ну и в обратную сторону тоже соответственное. Узбеки Ферганской долины вообще вроде как анклав в теле современной государственности.


Пишу банальность: «история не терпит сослагательного наклонения». Просто так случилось. Узбекистан, не слишком-то того и желая, стал таки независимым и самостоятельным государством. И тут» хочешь-не хочешь» встал вопрос исторического обоснования свершившегося факта.
А сам вопрос формирования узбеков как нации довольно таки тёмная тема. На заре современной узбекской государственности свежеиспеченные национальные исторические авторитеты заместившие скоропостижно выбывших советских, вообще избегали поднятия её. Потому исторические факты никак не вписывались в новую востребованную концепцию «Великого и Независимого Узбекистана» всегда стремившегося к самостоятельности и лишь по недоразумению и российскому имперскому произволу оказавшегося в составе чужого государства.

Полный «мустакиллик» (независимость) как и прочие республиканские незалежности требовали подтверждения в историческом разрезе какового, во всяком разе в отношении Узбекистана, просто не существует. Как водится, история «ничтоже сумняшеся» была принесена в жертву политике. На роль «нац героя» был выбран Амир-Темур. Тот который европейцам больше известен как Тамерлан. Ну а гражданам советским хорошо знаком по школьной истории как просто Тимур. Великий и ужасный.

который кстати писал:…. (читайте уложение тимура. Не буду цитировать, а то меня про ходу распнут)))

Ну дело то в общем понятное. Даже крохотная Молдавия повела свою историю помнится от Римской империи. Не больше не меньше. Так что какие уж тут претензии к узбекам.
Укоренение шло темпами быстрыми. Советскими, «стахановскими». Что конечно сильно напрягло народ русскоязычный. В годах девяносто третьих, четвёртых, пятых наблюдалось скоропостижное приближающееся к паническому бегство из республики. И конечно же ожесточённое продвигание «истиклола» (суверинитет) сильно потрафило самым недалёким представителям «коренной» нации. Рассказы о том, что наконец-то, избавивщись от диктата «москвы» мы станем ходить в золотых калошах по золотым дорожкам можно было услышать повсеместно. «Чемодан-вокзал-россия», фраза пришедшая с горячего Кавказа раньше высказываемая только в самом крайнем, часто спровоцированном самими русскоязычными случае, стала звучать всё чаще и без всяких поводов.

Мой близкий друг продавший за бесценок большую четырёхкомнатную квартиру уезжающий в российскую глубинку активно уговаривал меня последовать его примеру. Тогда и родилась фраза которую я много раз повторял позже. Последний русский отстреливающийся из окна о котором вам сообщат в новостях буду я!
Я и тогда уже лукавил. Потому что немножко знал узбеков. И хорошо понимал, что весь этот националистический ажиотаж скоро схлынет и на авансцену выйдет традиционная ментальность.
В отношении узбеков последнее словосочетание трижды в точку!

Узбеки «провинциалы» в самом широком смысле слова. Потому и к Европе насторожено и пренебрежительноуважительно относятся. Ведь те никогда не упустят возможности вышеуказанный факт подчеркнуть. А «русские» (здесь русскоязычные) хоть вроде и европейцы, а такие же, свои – сиволапые) близкие, родные.
Ещё в девятнадцатом веке, в самый разгар борьбы Великой Британии и Российской Империи за влияние в туркестанском крае английский шпион в своём отчёте на родину сетовал:
«…русским товарам отдают предпочтение, несмотря на то, что они хуже английских. Это обстоятельство может показаться странным, но причины его очень просты. Русские торговые сношения со Средней Азией существуют уже несколько сот лет, английские же… можно назвать новыми. Упорная же привязанность восточных жителей ко всему старому и вошедшему в обычай давно известна».

Вот они такие! Они «привычные».

Однако вернёмся в современность. Какие же они- узбеки, на взгляд проживающего рядом с ними европейского обывателя?

Исключительно традиционалистское общество, жёстко требующее соблюдения обычаев оставляет узбекам немного простора для самостоятельного манёвра.

Система распознования «свой-чужой» чрезвычайно укоренена в узбекском обществе.
Существует энное количество уровней приближения: домочадец- недомочадец, родственник-неродственник, махаллинский-немахаллинский, земляк-неземляк, узбек-неузбек.
Своего следует поддерживать вне зависимости от его правоты. Это вопрос приличия. Неподдержка своего не оправдывается ничем и расценивается как неуважение к локальному сообществу в целом. Это недопустимо.
В соседнем Казахстане помнится был в своё время первым секретарём русский Колбин. Толковый руководитель удивительной тогда, открытой, «горбачёвской» формации быстро заработал всеобщую неприязнь жителей республики, не говоря уж о руководстве, по единственному соображению: ЧУЖОЙ!

Отсюдада же вытекает и закрытость. Закрытость махали, улицы, семьи.
Живём изолированно. Отчасти конечно это и результат снобизма представителей титульной в советском союзе нации, да и просто всякого глубоко европеизированного человека позиционирующего себя старшим и умнейшим по отношению к узбекам.
Но! но и отнюдь не в меньшей мере это результат традиционной закрытости и обособленности самих узбеков.
Опасливость! Всякое закрытое общество опасается вторжения извне. Это нормально. Тут ничего не попишешь. Это отнюдь не прерогатива именно узбеков или вообще «восточных» людей.

Сервилизм (поклонение старшему) несомненно одна из составляющих национального характера. Ну разве что (касательно узбеков) больше не в значении раболепный, а скорей чинопоклоннический, иерархопреклонённый… И надо сказать что эта минусовая составляющая, есть ещё и плюсовая. Молодой неиспорченный урбанизацией узбек никогда не оскорбит старшего невниманием. Он иначе просто не может. Это на автопилоте.
Обычай такой: Молодая невестка метёт двор в пять утра – подтверждение лояльности, верности обычаям. Жертвоприношение своеобразное.

Уважение внешнее в узбекской традиции обязательно и непреложно. Но заслужить истинное, непоказное уважение, настолько непросто, что часто кажется почти невозможным. А на самом деле всё просто: искренность! Вот этим берётся всё!
Игнорирование, равно как и демонстративное манкирование обычаями и традициями равного либо низшего в условной, но явно существующей иерархии, воспринимается сородичами как неуважение. Такое же поведение Старшего -как пренебрежение. И то и другое подлежит безусловному осуждению. Неявному и открытому, но вполне заметному. Никогда почти не услышит осужденный свой приговор в глаза. Но узнает через вторые-третьи лица непременно.

Сплетни – это очень распространённая узбекская забава. В отличии от русских мужчины узбекские этим тоже вечсьма увлечены. Известная пословица «Не давай узбеку палку. Он тут же начнёт ей в заднице соседа ковырять».

Ну и вместо завершения:

Узбекский чайник не предусмотрен под скоростное наливание искомой жидкости. И крышка отскочит и чай польётся не через носик, а верхом. Так это ведь только торопливому европейцу неудобно. Узбеки наливают чай на самое донышко пиалы. Наливание до краёв признак неуважения.

Сырое эссе, что там говорить. Я непременно напишу тщательнее и вдумчивей. Ну а пока примите как есть)


Теги:





0


Комментарии

#0 07:29  19-07-2013Дмитрий Перов    
зачитал

тягомотную тягомотину написал автор

особенно первая половина

да и вообще, что сказать хотел всем этим - не особо ясно
#1 09:17  19-07-2013Стерто Имя    




не ну...

кто виноват что узбеку не нравится что его обзывают узбеком ?

обзови рускага свиньей, так тот все равно гордится чо он рускый

та и другии

#2 18:57  19-07-2013александр махнёв    
да никто паходу не винроват. просто официальная статистика гласит: 40 процентов официально зарегеных в россии инорабочих есть узбеки. ну типа из узбекистана. неплохо бы хоть чуть их понимать. не настаиваю! хай до дому едуть! нуи дак оне ж не поедуть!!!! значит надо их как-то прокнокать)) нет???
#3 19:40  19-07-2013Гусар    
Нормально к узбекам отношусь. Второй год беру на работу грузчиками. Русским и платил больше намного, все равно хуй найдешь нормальных грузчиков. Обаристократились все, бля, каждый в менеджеры норовит. А эти работают. Меня называют Гена-аке (что за хуйня это аке?) и кланяются чуть не в пояс, аж неудобно. Стараюсь не обижать. Мойщицами, уборщицами у нас узбечки работают.

Я в армии с узбеками сталкивался. Вначале рассказами отслуживших друзей был настроен строго против них. Думал - за один стол хуй сяду с урюком. А потом даже сдружились с некоторыми. Я для них посылки получал и у себя хранил, чтоб старший призыв не отобрал. А они меня всякой хуйней своей угощали. Особенно курт мне нравился - это сыр такой твердый, в шариках. Хотя, бывало и пиздился с узбеками. Один, как щас помню - Усманов фамилия, мне нос прикладом сломал. Я в стройбат на губу попал, а там красначи охраняли.

Нормальные ребята эти узбеки. Из чурок как то к ним ровней всего отношусь. Да вообще я к азиатам нормально, это ж не чечены или жиды какие-нибудь. Такие же люди, только менее образованные, как правило. Ну, или мне такие попадались.

Хотя, один хуй, сидели бы в своем Узбекистане и подымали на родине народное хозяйство, а не батрачили бы тут, пытаясь осесть в нашей великой стране.
#4 20:35  19-07-2013Стерто Имя    




сугубое это.. и тех и у двацатых

понимать не заставишь..

кому нужно поймет и сам



те боле такою .. прости помилуй



#3

Брат это
#5 21:11  19-07-2013Гусар    
Ну, хоть не матерят и то слава богу.

Мои просят их называть Жора и Коля, ибо нихуя не запоминаются их погремухи. Со мной узбек служил, звали Бобиржон, тоже просил, чтоб его Борей звали. Как-то нормально у них насчет этого. А я бы хуй согласился, чтоб меня каким-нибудь васгеном или гургеном называли. Заебываю иностранных знакомых, чтоб нормально выговаривали. Имя все-таки. А этим похуй. По-моему, даже нравится.

У Колька вот днюха на днях. Только двадцать пацану стукнет. Толковый, учится бы ему. Решили телефон ему задарить какой-нибудь более-менее. А то у него нету.
#6 22:14  19-07-2013кольман    
Служил в Узбекистане в 90-92. В горах люди более открытые и добрые. В городах более испорченные. Их ментальность близка русским. Менее агрессивна что ли.
#7 22:40  19-07-2013Timer    
здесь-то в России они все добрые и хорошие и веселые. А вот, че у них в голове по-настоящему - хзнает
#8 22:41  19-07-2013hemof    
так-то менее всего понятно, чё в голове у русского
#9 22:49  19-07-2013Timer    
видишь ли, есть вероятность, что он, улыбаясь, думает как бы тебя покромсать на куски, а русские все-таки помягче будут. Пока их не довели, конечно, до упора
#10 22:56  19-07-2013hemof    
я давно с узбеками общался. В Сибири ещё. Тогда они мне смешные показались, шо песдец

Но тогда нам всё, что отличалось смешным казалось
#11 23:18  19-07-2013Черноморская рапана    
И желаю тебе новых творческих узбеков! - (гггы

когда то на Русском радио звучал такой слоган





#12 19:59  20-07-2013Лев Рыжков    
Хорошее эссе. Не публицистика, конечно, но почему-то с интересом читал.
#13 21:07  20-07-2013александр махнёв    
я слукавил конечно. это всего лишь фрагмент задуманного эссе. просто хотелось поучавствовать в конкуре)) пардон жентельмены)) не сердитесь. оцените фрагмент)
#14 23:20  20-07-2013Стерто Имя    
#6 < люди более открытые и добрые>



канешна..

шас там ни одного белорожего не осталось

выперли по яйца.. добрыы и открытыи.. в одну сторону

все вранье и как всегда



чо слюни разводить
#15 05:56  21-07-2013александр махнёв    
да ничего похожего! из глубинки европейцев много уехало. но больше всё же по экономическим мотивам. а в ташкенте и теперь много русскоязычного населения. мне московские гости даже говорили что у вас тут азиатов меньше чем в москве)
#16 14:54  21-07-2013александр махнёв    
до камента гусара: ака это уважительное обращение. при чём ака это старший брат. то есть тот кто принципиально требует уважения. младшего зовут ука. это уже патронажный вариант) что до имён: самое запомнившееся было"меня зовут мамарасул по русским боря")) узбеки как уже я выше говорил несомненные провинциалы. и для них поездка в москву, да вообще в россию, та уже просто за пределы своего государства, стресс. сродни полёту на луну. теперь им надо денег заработать. выхода нету. раньше процентов семьдесят вообще никогда не летали на самолётах! да и на поездах половина не ездила. теперь то жизнь вынудила. но! это надо видеть! вернувшийся из россии непременно вернётся в спортивной куртке с огромным российским гербом. или кричащей надписью "РОССИЯ". он уже не такой как вот этот в кишлаке живущий) и это надо декларировать. и имена они себе русские выбирают- это особый шик. это некий момент присоединения к внешнему, более широкому миру.

ну да про это я конечно напишу дальше. пока так-наброски)
#17 14:57  21-07-2013Григорий Перельман    
нормальный экскурс
#18 14:58  21-07-2013Григорий Перельман    
хотя после армии что бухарские, что ферганские мне одинаково ненавистны
#19 16:26  21-07-2013александр махнёв    
а чё так гриш? не просто из любопытства спрашиваю. интересно чем "достали"? для дальнейшего осмысления интересно. всё же я нгесколько изнутри копаю. а вы "чистокровные" россияне снаружи. вот у гусара я вижу всё же нежное расположение. хоть и он в оконцовке обмолвился. почему так??

#20 16:32  21-07-2013Григорий Перельман    
да всё просто. 90процентов узбеков в роте. с вытекающим геноцидом в отношении инородних. другое дело, что всё решаемо, но геноцид геноцид и есть. до армии я был весьм космополитичен и толерантен, после - несколько изменился.
#21 19:43  22-07-2013александр махнёв    
и всё же григорий! ОНИ НАШИ. никуда ты от этого не денешься. россия для русских? ну это что? в пределах туристического "золотого кольца"?? а дальше-то? татары, калмыки, чукчи. почему не узбеки? это наше. всё наше! русские великий народ. ну дак тем паче нехрен пугаться. они к нам тянуться. давайте их брать))
#22 19:58  22-07-2013Гусар    
Да ну как нежное. Обыкновенное нормальное отношение к нормальным людям, пусть и другой нации. Вижу, что стараются, не косячат, добро помнят. Хотя, среди них мудаков тоже достаточно. Особенно доставляет, что практически все из них, чуть приподнявшись, сразу включают бая и начинают угнетать себе подобных. Чисто азиаты.
#23 20:27  22-07-2013александр махнёв    
что есть то есть. ну это ж результат малообразованности. в русской глубинке можно найти практически таких же точно. другое дело что в подавляющей массе узбеки конечно значительно менее образованы. ну и соответственно значительно более зашорены. это да. ну дак хоть не до такой степени где уже шахиды маджахеды. ну во всяком случае это не принимает пока эпидемиологический характер. и за то спасибо.
#24 20:30  22-07-2013Григорий Перельман    
Александр, я и не пугаюсь. Уже пуганый. Просто есть простая закономерность: когда их станет слишком дохуя, они начнут считать себя доминирующими особями. Как и любая другая нация. Поскольку я имел опыт общения негативный с азиатами, то и ответил про азиатов. Думаю, что кавказцы не лучше. И татары не лучше. Даже прибалты вхуй не всрались в массовом порядке.

Вывод один: нахуй их с пляжа в таких количествах, как сейчас. Всех, и горных и степных и лесных.
#25 20:43  22-07-2013александр махнёв    
ну ва как ты их планируешь контролировать? ну просто чисто технически? я вот этот процесс плохо себе представляю.. европа пытается ассимилировать. паходу не сильно удачно получается. америкосы вишь войну учинияют. типа больше перережут друг-дружку меньше останется. тоже ведь не выход. и чё делать?
#26 20:49  22-07-2013Григорий Перельман    
блять, да их сюда запускают лишь по одной простой причине - они приносят прибыль кучке засранцев, которым насрать на свой народ, которому эти пассажири не приносят ничего кроме неудобств. закрыть границы, выпиздить всех не имеющих гражданства. иначе дело кончится пиздорезом.

хотя мне понятно, что этим парням глубоко насрать, если собственный народ вырежут как баранов. ибо эти люди не имеют ничего - ни совести, ни национальности, ни прошлого, ни будущего.

нахуй нам европа с её говноопытом? или штаты? лично мне не нравятся ни европейский ни пендосский опыт. ровно как и эта сраная демократия, являющаяся тоталитаризмом по сути, разве что в стразеках и с блёстками.
#27 20:58  22-07-2013александр махнёв    
сталина што ли хочешь? тоже ведь не выход.... то что западный вариант дерьмократии не для россии так я согласен.. но надо ж другой путь. есть соображения? а так то мы ж не бабы-хули караул то кричать. предлагать чё-то надо...
#28 21:05  22-07-2013Григорий Перельман    
меня монархия вполне устраивает. легитимная. с полной ясности пирамидой власти.

но не это дикое поле, в котором воры размножаются со скоростью плесени.

вопрос в том, что мы скоро лишимся государственности как таковой. и там начнётся состязание, кто быстрее залезет в эту помойку с якобы благой целью прибраться и навести порядок.

я сомневаюсь, что есть какой-то другой путь. мы в глубокой жопе, в которую залезли якобы добровольно. впрочем, до того, чтобы эту жопу разорвало на английский флаг осталось недолго. сразу по десятку причин, начиная от спижженой казны и заканчивая дикими ордами в центре Москвы.

#29 22:07  22-07-2013Timer    
ну, в принципе, Россия и так напоминает начало 1900х. Чем не монархия ? Власть практически наследственная, разные революционеришки пытаются поджечь.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
17:30  16-12-2024
: [1] [Публицистика]
Мы выбираем для детей лучшую школу, считая, что смогут избежать плохого влияния. Мечтая стать кем - либо, к примеру, лётчиком, человек выбирает общество которое разделяет это желание. Он читает книги про лётчиков, ходит в кружок авиа моделирования. Благодаря этому укрепляется его желание....
21:05  16-11-2024
: [1] [Публицистика]
По Николаю Бердяеву.

Русские вопросы:
1) Что есть действительность?
Русскую интеллигенцию, лишённую возможности участия в общественной жизни (*в управлении государством), мучил вопрос об отношении к "действительности".
Русская действительность для них была ужасна: это была (*советская) империя, отсутствие свободы....
11:33  13-11-2024
: [16] [Публицистика]
Когда я пошёл на войну, одной из причин этого поступка был мой сын. Я думал, что если мы победим в этой войне, то следующая случится не так быстро. Может быть, мой сын станет взрослым к тому времени или его вообще пронесёт. Короче, хотелось сделать так, чтобы эта беда не грозила нашим детям....
09:04  09-11-2024
: [2] [Публицистика]

Прилетел в Россию жарким летом
Стричь хрусты восточная семья.
Здесь досталось бегаться раздетым
День и ночь работать за рубля.

Свой покой их мама не заметил
Кто придумал этих русских баб?
В головах гуляет свежий ветер
С них мужчина падает ослаб....
09:09  05-11-2024
: [4] [Публицистика]
Идеология расы выходит в современном мире на первый план, вытесняя национализм и либерализм.
Дю Буа ещё в 1900-м предполагал, что главной проблемой ближайшего будущего станут расовые границы и разделение мира по расовому признаку.
Сегодня всё больше людей, готовых сражаться и погибнуть за расу и цвет....