¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

Ћитература:: - »гибы

»гибы

јвтор: —ергей »змиров
   [ прин€то к публикации 22:07  20-03-2003 | | ѕросмотров: 422]
"ћы рады видеть вас в театре. ѕожалуйста, помните, что вход в зал после 3-го звонка запрещен. ¬ зал не разрешаетс€ входить с цветами, большими сумками, фотоаппаратами и видеокамерами. ƒети до 5 лет на спектакли не допускаютс€. ѕри наличии отдельного билета приглашаем на дневные спектакли детей с 5 лет, на вечерние - с 10 лет. Ѕилет с исправлени€ми считаетс€ недействительным. ƒирекци€ театра не несет ответственности за подлинность билетов приобретенных с рук. ѕриобретенные билеты возврату и обмену не подлежат. ƒирекци€ театра оставл€ет за собой право замены одного спектакл€ другим. ¬ этом случае билеты могут быть возвращены в кассы театра до начала спектакл€".
¬низу подписано, что все это дело "”тверждено приказом..." ћ‘ –. ‘. номер такой-то, и код какой-то формы по некоему загадочному "ќ ”ƒ". ≈ще перечеркнутые наискосок фотоаппарат, видеокамера и мобильный телефон, дл€ нагл€дности. —права нетронута€ полоска "контроль". ѕо всем правилам указана дата, но с остальным начиналс€ непон€тный бред. ¬о-первых - нет цены билета, вместо нее странна€ надпись "абонемент", но это ничего, главное - кратка€ ремарка - "начало в 23-30", разве в такое врем€ в Ѕольшом “еатре что-нибудь идет? ќпера в 4 действи€х на музыку Ёрнеста Ўпаклофта (что за человек?) несуразно называлась "»гибы", ударение на вторую "и", похоже на жуткую арабскую секту. »гибы...
» все. Ќи места, ни номера ложи. Ќепон€тно, куда идти, то ли в партер, то ли в бенуар, то ли вообще на президентские места.
јндрей наклонил билет, чтобы свет упал на него под другим углом. Ќа белой бумаге выступили ранее незаметные гл€нцевые слова "Ѕольшой “еатр". Ќе розыгрыш, билет насто€щий. Ќа другой стороне стандартна€ картинка,- заполненные красиво одетыми людьми - ордена и мундиры, декольте и веера - золоченые балконы. » адрес - ћосква, “еатральна€ ѕлощадь 1. “елефон 2507317.
јндрею пришли в голову ассоциации с "—ерым ¬олком" √ессе. «агадочный театр? ƒа, нет, какие там загадки, садишьс€ в метро, едешь до “еатральной, выходишь на улицу, и вот он, перед тобой, подсвеченный прожекторами, с шатающейс€ вокруг интеллигентной публикой вперемешку с арм€нами, пытающимис€ впарить свежие билеты. ƒа. Ѕилеты. Ќо этот конкретный билет попал ему в руки не после товарно-денежного обмена с человеком в черной кожаной куртке, не вылез из окошка театральной кассы, прот€гиваемый очкастой старушкой, не лежал в белом конверте с его фамилией и инициалами на рабочем столе, принесенный ему заботливым секретарем, распределенный, пожалованный начальством за хорошую работу в престижной компании, как приз, кость в зубы. ѕоследн€€ ситуаци€ просто фантастическа€, потому что јндрей ¬ейник не работал в престижной компании, а училс€ на третьем курсе неважно какого института. Ѕилет лежал между страницами книги "ѕоэзи€ французского символизма", издательство ћосковского ”ниверситета 1993 года, которую јндрей сн€л полистать с одной из бесконечных полок Ћенинской Ѕиблиотеки.  нига сразу открылась на заложенной билетом странице, отведенной ћорису –оллина. —о стихотворением, где "...» на кладбище, где трава / √лушит гнилые дерева, / ¬о рву могилы зажелтела.../ ‘утл€р скрипичный в мокредь рва - Ў л е п! ".
Ўлеп. јндрей ухмыльнулс€, достал затертый кошелек и спр€тал свой трофей, подумав, что эту книгу он брать не будет, а то вдруг владельцы спохват€тс€, прибегут, посмотр€т кто после них в списке на "ѕоэзию" стоит, и пр€мо на ладони - јндрей ¬ейник, студент, плюс паспортные данные.
ƒовольный, м€гко шурша черными ботинками по укрытой ковром мраморной лестнице, он спустилс€ к гардеробу, мимо пропускного пункта с седой сухонькой бабкой, и положил перед костюмным стариком щелкнувший о ƒ—ѕ номерок.
ѕосле пыльной книжной затхлости почти весенний солнечный воздух и голубое небо скачком повысили настроение. ѕлощадка перед библиотекой возвышалась над потоками машин, и јндрей почувствовал себ€ Ќаполеоном, управл€ющим, подн€вшимс€ над суетой и ордами голубей, которые искали под его ногами корм. ќн выкурил сигарету, сид€ на лавочке возле ƒостоевского. ≈ще и перечитывать при этом затертый роман √ессе, ему показалось глупым, или наоборот, слишком умным, поэтому он гл€дел и гл€дел на бессмысленных птиц, принимающих м€гко опускающийс€ на гранит пепел за крошки хлеба.
—пустилс€ в метро-переход. —овременные хиппи -гитары, джинсы, разноцветные бусы -сидели у гр€зных стен, перебирали струны, и красива€ девушка, с масленично-русской улыбкой, прос€ще пронесла мимо шапку, наполненную мелочью. јндрей с улыбкой посмотрел ей в глаза, не замедл€€ шага. ѕро себ€: "Ќе дам ни копейки, кошелек далеко, возитьс€, доставать...".
” турникета потрепанный, гр€зный, пь€ный, но пока не совсем обомжевевший мужик схватил его за рукав: "Ќачальничек, помоги. я теб€ знаю, они мен€ из квартиры, суки, они мен€ вышырнули! ” них все, все в руках! » теперь € там не живу, теперь они там живут, они, суки, суки, суки поганые. ѕоганые суки! ¬се в этих, у них, в руках!". ќн сжимал кулаки и дышал перегаром. "ѕомоги, скажи, ты же помнишь, € же... они...". јндрей извинилс€, вежливо высвободил руку, и приложил бумажник к свет€щемус€ красным глазу турникета, который сразу же изменил цвет на зеленый и открыл проход.
» путь, немного успокоивший јндре€ после этого невмен€емого мужика, с пересадками, согревающа€ душу бумажка "большой театр", пух на ступеньках эскалатора, похожий на волосы, и стакан, кат€щийс€ по сложной траектории, вниз, на том же эскалаторе, справа от черной ленты-змеи поручн€.

 вартира. јндрей крутил в руках билет, лежа на скрип€щей узкой кушетке, где он обычно спал и отдыхал, слуша€ классику через јћ приемник, чита€ очередную быстропоглощаемую книгу. ƒень-книга. ƒва - две книги. ѕотрать день и еще один и еще, пока тво€ эрудици€ не достигнет фантастических высот, и ты сможешь поддерживать разговор-перебрасывание именами собственными.
Ќо завтрашний день обещал что-то новое. јндрей вспомнил, что в последний раз он был в Ѕольшом еще в несознательном возрасте, с родител€ми-театралами. Ќа их старой квартире одна из полок книжного шкафа была заполнена программками, и јндрей, маленький, читал и перечитывал эти брошюрки, с истори€ми создани€ спектаклей и краткими изложени€ми хода действи€, с фотографи€ми разных актрис в одном и том же немен€ющемс€ амплуа. ¬се они, загримированные, уже мертвые сейчас, смотрелись как одна и та же женщина. ћаргарита. “оска. ќльга. 1936 год. 1975 год.
ќн не мог как следует вспомнить, что шло на сцене во врем€ его последнего посещени€ “еатра. ј что вы хотите, 8 лет прошло. ¬сплывали обрывки. ѕапа в костюме и мама в вечернем платье, неожиданно поднимающиес€ и выход€щие из ложи. "ћы скоро вернемс€". Ѕабушка, забирающа€ 11 летнего јндре€ после спектакл€. ѕочему-то не работало метро. ѕродажа старой квартиры, затер€вшиес€ программки, книги. ¬ 12 лет јндрей жил с бабушкой в ћедведково. –одители так и не вернулись. Ўел 1995 год, люди так просто не исчезали, но, тем не менее, последний раз он видел их, когда они, красиво одетые, вышли из ложи Ѕольшого “еатра, раздвига€ красное покрывало, замен€ющее дверь. ѕотом бедность, и только чудом, через воврем€ сорентировавшихс€ в начале перестройки друзей семьи, ему с бабушкой удалось завладеть за символическую ежемес€чную плату однокомнатной квартирой в пределах бульварного кольца. — 16 лет јндрей работал ночью в больнице, вытаскива€ вонючие утки из-под стариков и откатыва€ покрытые желтой сукровицей каталки-носилки, параллельно уча биологию дл€ поступлени€ в неважно-какой институт. ¬се выходные он спал. ѕотом друзь€ семьи - друга€ семь€ - уехали за границу, переписав хитрыми махинаци€ми квартиру на его им€. «ачем? ≈жемес€чна€ плата теперь включала только квартплату в жэк.  вартира практически все врем€ сто€ла пуста€, јндрей жил с бабушкой до самой ее смерти, котора€ совпала с началом его учебы на первом курсе, с его семнадцатилетием. ’ороший вышел день рождени€. ћедведковское жилье он сам, в 18 лет, продал за невысокую, но достаточную дл€ нескольких лет жизни, плату, и окончательно переселилс€ в центр. Ќа третьем курсе он все еще работал, уже обычным сторожем, в больнице, другой, при ожоговом центре. ¬идел спаленные, распухшие, в желтой мази, безволосые лица-тыквы и часто вспоминал, как хоронили бабушку. ” гроба тогда сто€л он один.
–ано обретенна€ самосто€тельность, беготн€ по нотариусам, и усталость от бюрократии и попыток контролировать все, вылилась в ненормальное, почти физиологическое влечение к книгам. јндрей ¬ейник, 19 летний студент 3 курса, без девушки, без родственников, с ночной уродской работой и зрением минус шесть, сирота, стал носителем такого книжно-литературного багажа, который не снилс€ и многим взрослым люд€м. » как раз получилось так, что ночной спектакль, билет на который чудом оказалс€ в его кошельке, попал на свободный от работы и зан€тий в институте день. » вот он лежал на кушетке и крутил билет под одну из месс ћоцарта, переворачива€ и почесыва€ нос острым краешком, дума€ о "»гибах" и о родител€х, которые исчезли 8 лет назад. ќ странной мистической заботе "друзей семьи", котора€ висела над ним вплоть до начала 2001 года, до того момента, когда ангелы-хранители уехали в „ехию или »талию, или ‘ранцию. јндрей думал, что с этим билетом, на несуразные двадцать три часа тридцать минут, ему удастьс€ совершить что-то вроде прорыва назад, в 1995 год, в год, когда родители сказали ему "ћы скоро вернемс€". » чтобы не разрушать эту надежду, он не стал брать в руки телефон, звонить 2507317 и спрашивать, правда ли, что завтра в 23-30 у вас идет опера "»гибы" в четырех действи€х на музыку Ёрнеста Ўпаклофта. јндрей просто сделал погромче јћ приемник, положил билет на прикроватную тумбочку и погрузилс€ в мир "—тепного ¬олка", улыба€сь самому себе при мысли о том, что и с ним может произойти что-либо неизвестное и загадочное, и что он такой же одиночка. ≈му казалось, что он устал от прин€ти€ решений, нав€занных ему им самим, а не случаем, удачей или богом.
“ак незаметно прошло три часа. јндрей снова поразилс€, как быстро пролетает врем€ за хорошей книгой, выключил музыку, накинул неновое пальто, бросил в карман ключи, сигареты, и вышел погул€ть на бульвар.
 урить он начал в 17 лет. ¬ день рождени€. ѕеред тем, как поехать на ваганьковское кладбище, на похороны бабушки, он купил в киоске, облепленном наклейками twix и bounty, самые дорогие сигареты, которые увидел. Dunhill Lights. », сто€ над бедной могилой, без надгробной плиты, без красивой оградки, над закопанным в землю чуть ли не пакетом, в котором лежал труп матери его матери, он выкурил, сначала кашл€€ и дав€сь, но все же выкурил 17 дорогих сигарет, в счет тех свечек, которых у него не получилось задуть. „ерез п€ть минут, с непривычки, его вырвало полупереваренной €ичницей с кислым привкусом табака пр€мо в недавно разрытый, не утоптанный мокрый грунт. "» ¬олод€ с той поры не катаетс€ с горы", - получилось наоборот, с тех пор, из мазохизма, он не измен€л марке Dunhill. ‘утл€р скрипичный в мокредь рва. Ўлеп.
—кольз€ и разьезжа€сь ногами на мокром льду темных переулков, јндрей шел к „истопрудному бульвару, на ходу прикурива€, заслон€€ мерзнущими пальцами трепещущий огонек дешевой крикетовской зажигалки. ¬ыйд€ к артерии - ћ€сницкой - он еще раз удивилс€ контрасту между тишиной задворков и шумом машин, текущих по улице. Ћарьки, ларьки, ларьки, пахн”ло шаурмой и низкопробной "музыкой". ” метро кучковались алкоголики. –екламные щиты: samsung; LG - теперь два цветных диспле€. ќдинокий секс-шоп, прокат кассет, про€вка фотографий.
» на бульваре-оп€ть переход в спокойствие и красоту, даже неожиданно. јндрей нарочито медленно шагал по утоптанному, еще не раста€вшему (февраль все-таки) снегу. ‘онари красиво подсвечивали когтистые ветки лип, по обеим сторонам бульвара т€нулись старые особн€ки. ¬округ пруда-катка - неровно отсвечивающие таблички "ѕо льду не ходить". ¬етер трепал пакет, застр€вший в кроне голого дерева, но все это так спокойно и тихо, что јндрей сам успокоилс€, предвкуша€ завтрашний при€тный день, раду€сь, что ему никто не нужен, и он способен просто так шагать в оранжевом свете города, не забот€сь ни о чем и ни о ком.
¬ 1989 в семье јндре€ жила сера€ дворова€ кошка. »м€ ей дали, не задумыва€сь, когда п€тилетний јндрюшка ткнул ее в голову пухлым пальцем и сказал с заливистым смехом: "ћулка!". “ак и пошло, ћурка, да ћурка. „ерез 2 года ћурку отдали соседке с первого этажа, когда обнаружили, что она из злости писает в кастрюли с супом, рисом или еще чем-нибудь. јндрей, ему семь лет, идет дев€носто первый год, плакал полночи, осознава€, что "ћулку" он больше ни-ког-да не увидит. —транно, но эта потер€ 91-го огорчила даже его больше, чем потер€ 95-го и потер€ 2001-го вместе вз€тые.  ошка против мамы, папы и бабушки. ќдин ноль в пользу ћурки.
"» ¬олод€ с той поры не катаетс€ с горы". ¬ самом деле, не катаетс€,- в 2003 году, 19- летний јндрей ¬ейник шел по „истопрудному бульвару и торжествовал, что никому, кроме уже, наверное, давно дохлой серой кошки, не удалось прив€зать его к себе. —ильно, во вс€ком случае. ќсталось только любопытство, что же случилось с ѕетром и јнной ¬ейниками в бенуаре Ѕольшого “еатра, в тыс€ча дев€тьсот дев€носто п€том году от рождества христова.
¬се детство јндре€ в школе дразнили "веником". ќдноклассники водили вокруг него хороводы, распева€ стишки с ключевым словом "веник". — 1984 по 1995 год он умол€л папу разрешить ему сменить фамилию. ќдин из таких разговоров закончилс€ тем, что ѕетр ¬ейник достал из шкафа картинку с деревом и наклееными на него фотографи€ми. ¬ глаза бросалась одна и та же фамили€, разбросанна€ по всей поверхности выцветшего рисунка. "¬ейник". ѕосле јндрей бегал по дому и распевал - "√инекологическое дерево-о-о!". Ќа следующий день он поразил этим словосочетанием одноклассников, и "веником" его больше не дразнили. ≈го стали дразнить "гинекологом", но как-то уважительно, загадочно и совсем не обидно.
¬озвраща€сь к дому, затер€нному в глубине переулков, јндрей ¬ейник, ¬еник, јндрей-√инеколог, краем глаза увидел копающийс€ в сугробе бульдозер, зажатый между нависающими друг над другом домами.  аждый раз, когда тот давал задний ход, сигнализатор дистанции начинал монотонно пикать, и вкупе с крут€щейс€, отбрасывающей €рко-желтые сполохи и блики сиреной, это производило такое апокалиптически-урбанистическое впечатление, что јндрей снова почувствовал, как легко ему на душе.
Ќевинно-детска€ кличка "√инеколог" имела долгосрочные последстви€, и в 2000 году јндрей окончательно решил, что его призвание-медицина. » вот, в 2002 -ом, он, вместе с друзь€ми-медиками, тащил "образец" в операционную. ќбразец носил им€ ¬ас€, вытатуированное на кисти волосатой, в синих выпуклых венах, руки. √рудна€ клетка специально разрезана, чтобы ее "открывать", как €щик. «натоки —альвадора ƒали называли ¬асю "јнтропоморфным ящиком", по названию картины. ¬нутри ¬аси самым крупным органом €вл€лась печень.
ѕеред тем как заснуть, јндрей немного почитал —тепного ¬олка, но билет, лежащий на прикроватной тумбочке, прит€гивал внимание, вызывал гибкую цепь воспоминаний и планов, и он сдалс€, отложил книгу и выключил свет.
Ќочью ему снилось, что он бежит по встречной полосе движени€ и уворачиваетс€ от машин.

”тро. јндрей очнулс€ сам, без помощи будильника. Ћежа на залитой солнцем кровати, головой в подушке, он внезапно вспомнил, что сегодн€, сегодн€ он пойдет в Ѕольшой. „то сегодн€ не нужно ни быть на лекци€х, ни сидеть ночную смену в вони лекарств и открытых ран.
Ќа прошлой неделе, в очередное дежурство, к стулу, на котором сидел јндрей и пыталс€ сосредоточитьс€ и не перечитывать каждое предложение из "»гры в бисер" по два раза, пружин€щей походкой подбежал старичок-сторож, иногда замен€ющий јндре€ в случае предэкзаменационной лихорадки, когда у того глаза от недостатка сна становились красными, движени€ дергаными, а речь изобиловала цитатами из француских публицистов и политических де€телей XVIII века. Ќапример, " леймите их каленым железом, рубите у них большие пальцы рук, прокалывайте им €зыки!". —таричок-сторож часто работал вместе с јндреем, и в такие периоды предлагал свою помощь по наводке начальства, понимающего, что если господин ¬ейник громко л€пнет " леймте их каленым железом!" в присутствии родителей зажаренного 3-х летнего мальчика, это не скажетс€ положительно на репутации ожогового центра.
‘амили€ старичка была ѕетров. ѕерсонал больницы называл старичка ѕетровым-¬одкиным, или ¬одкиным, и достаточно часто выпивал вместе с ним. ¬ сумке ѕетрова, оставл€емой в гардеробе дл€ служащих, переливалась и зв€кала бутылочка беленькой.
Ќа прошлой неделе ¬одкин оторвал јндре€ от книги, и, долго вихл€€ и изворачива€сь, намеками попросил помочь с распитием очередного дешевого пойла. јндрей с радостью согласилс€, потому что в тот день привезли очень много обгоревших детей в возрасте от 4х до 7ми лет. —горел детский сад. јндрей (он работал ночью), слава богу, не застал тот момент, когда их вынимали из машин скорой помощи. “ак случилось, что не хватило машин, и каждую буквально набивали почернелыми телами. ј сейчас все дети, которые не умерли, плакали и стонали, медсестры бегали по коридорам со шприцами обезболивающего, и именно поэтому истори€ о магистре игры не могла увлечь јндре€, и именно потому он согласилс€ распить в подсобке ноль-п€ть с ѕетровым-¬одкиным.
ѕод кривой лампочкой, среди нависающих над ¬одкиным и ¬ейником стеллажей с забытыми истори€ми болезней, медкарточками; на каталке, покрытой темными п€тнами крови и йода, и дырками, из которых торчал желтый поролон, они разлили водку по гр€зным граненым стаканам, найденным среди хаоса пыльных шкафов. ¬ одном из стаканов лежала сломанна€ игла от шприца. ¬одкин двум€ толстыми пальцами вынул иглу и забросил ее в темный угол. ¬ыпили молча, не закусыва€, гл€д€ в пол. Ќаконец ¬одкин сказал:
-—лышь, јндрюха... я же вижу, что ты себ€ убиваешь. —лышь, € тебе, бл€ть, как другу говорю. Ѕрось ты эту хуйню... Ѕрось... Ќичего не выйдет из этого... Ѕрось...
¬ыпили еще. јндрей не понимал, что ¬одкин имел в виду, и смотрел на вспученный линолеум, дума€, что рисунок на нем напоминает то, как выгл€дела рвота на могиле бабушки в 2001 году, когда он начал курить.
¬одкин, не смотр€ ему в глаза, продолжил:
-я-то что... ј тебе еще жить и жить... ”биваешь себ€, убиваешь. “ы, јндрюх, мне друг ведь, так? „то ж ты у мен€ никогда помощи не попросишь, читаешь все херню вс€кую, а с другом, бл€ть, так и словечком не перекинешьс€?...“ы ж, скажи, бл€ть, что не так. ѕо глазам твоим вижу, что не так...
јндрей, немного хриплым от спиртного, неуверенным голосом ответил:
-ƒа все нормально...
Ёто вывело ѕетрова из себ€, и он, все еще не гл€д€ на јндре€, шибанул кулаком по столу:
-Ќет, јндрюха! я тебе, бл€ть, знаешь сейчас, что скажу! я тебе, бл€ть, помочь хочу, а ты мен€ как суку последнюю отшиваешь!- ј потом неожиданно спокойно,- “ы, јндрюха, в п€тницу следующую на дежурстве, да? ј жизни-то у теб€ и нет... ћне тут... Ќу, неважно...  ороче, давай € теб€ в п€тницу заменю, да? “ак, ш л е п, и заменю!
ќбычно ¬одкин предлагал свою помощь не так, и уж точно ни разу не звал выпить. » всегда смотрел своими глазками в красных прожилках пр€мо, как будто мысли читал. ¬ тот раз, на прошлой неделе, все произошло по-другому, при этом экзаменов у јндре€ не было; а просто так, ни за что, без совета вышесто€щих, подкрепленного бутылкой, ѕетров-¬одкин не помогал.
Ќа другой день, после этого, в институте, где училс€ јндрей, на стенде его факультета и курса, где вывешивались извещени€ о меропри€ти€х и результаты зачетов, по€вилась бумажка: ¬ниманию студентов 3 курса, группы такой-то, факультета такого-то! «ан€ти€ такого-то числа отмен€ютс€ по причинам частичного ремонта лабораторий! ѕодпись: јдминистраци€.
“акое-то число, как указано в объ€влении, тоже пришлось на п€тницу.
» билет в Ѕольшой “еатр, каким-то чудом, оказалс€ датированным именно этим днем.
» вот, наконец-то утро п€тницы. ¬се еще не зна€, что он будет делать, јндрей сладостно обдумывал возможные перспективы проведени€ времени до момента 23-30. ќт центра он решил не удал€тьс€, в бо€зни пропасть среди одинаковых зданий и мрачных молодых людей в футбольных шарфах.  ак это прин€то говорить, "¬ розах".
¬ такие моменты, планиру€ программу развлечений с 12 до 23-00,- времени, когда лучше быть в определенном месте, чтобы не опоздать на меропри€тие, под которое и погон€етс€ график дн€, люди, нормальные люди, звон€т друзь€м.
јндрей не помнил тот момент, когда он осознал, что как таковых, ƒ–”«≈…, у него нет. ≈сть, конечно, люди, с которыми он училс€ в школе, ухмыл€€сь, терп€щие его рассуждени€. ≈сть однокурсники, которые могут подойти, а могут и не подойти с приветствием, когда јндрей стоит в курилке. ≈сть безлика€ цепочка ников в продолговатом окошке icq. ¬се всегда offline. »ли invisible. ¬ реальной жизни терминологи€ немножко изменена, и сам јндрей €вл€лс€ дл€ других invisible. „еловеком-невидимкой, за которым весело наблюдать, когда он нап€ливает на пустые плечи пальто, на невидимый нос-черные очки, закуривает, демонстриру€ окружающим очертани€ легких; но которого можно не замечать, когда он становитс€ назойливым - по-полтергейстски бьет тарелки и пристает с разговорами. ј јндрей часто себ€ вел именно так. » вызывал недовольство. јндрей не помнил тот момент, когда он осознал, что друзей у него нет, но помнил, как в школе толста€, накрашенна€, в парике, учительница маетматики заставила его встать перед всем классом и начала допрашивать- "≈сть ли у теб€...?". јндрей неуверенно ответил: "ƒа". ”чительница спросила: " то?". Ќикто.
’от€ возможно, что какое-то подобие "друга" у него все-таки было. ¬ 1996 году, когда 12-летний јндрей жил у бабушки в ћедведково, к ним иногда наезжали те самые "ангелы хранители", которые впоследствии помогли ему с квартирой. јнгелы хранители- друга€ семь€. ћама, папа и дочка. »х внешность в пам€ти у јндре€ не сохранилась, только бабушка, незадолго до смерти, говорила ему, что он с их дочкой очень сдружилс€, притом, что дочка была на несколько лет старше его. ј это огромна€ разница,- 12 и 15 лет. јндрей помнил, что они все врем€ разговаривали, только о чем? „ерез год они уже не общались, ветер подул в другую сторону. ј еще через 3 года, за год до смерти, бабушка говорила ему: "јндрюшенька, ты умненький мальчик. “ы Ќаташеньку помнишь?". », не дожида€сь ответа: "я у Ќаташеньки спрашивала,- девочка, что же ты все с јндрюшкой, да с јндрюшкой, у теб€ сверстников нету, что ли? ј она мне, - Ѕабушка (ќна мен€ бабушкой называла), так мне с јндреем интересней, чем со сверстниками. я спросила,- почему? ј она, - јндрей интересно рассказывает".
ћогильщики, хоронившие в 2001 году бабушку јндре€, оделись как дорожные рабочие или водопроводчики, - в синюю спецодежду со светоотражающими полосами на спинах.
”тром, в п€тницу, в 2003 году, 19-летний студент неважно-какого института јндрей √инеколог решил съездить на кладбище, а потом уже пойти на оперу "»гибы". ѕогода - солнечна€, настроение - хорошее. Ўлеп. Ќа могиле бабушки он не был с момента ее, в 2001м, возникновени€, примерно два-три года. » навестить ее желани€ не возникало, просто сейчас, именно перед почти историческим моментом посещени€ театра, в голову јндрею ударила кака€-то блажь. ¬ выходные такое же происходит с другими молодыми людьми. СТѕошли на  расную ѕлощадь? Цј пошли! Цј в ќхотный –€д? Цƒавай!ТТ. ƒругие молодые люди советуютс€ с при€тел€ми, јндрей же вел диалог сам с собой. ѕоехали на кладбище? Цƒавай!

 ак ни странно, метро было заполнено как обычно. „то же такое люди делают утром в п€тницу, пока идут зан€ти€ в институте, работа, уроки в школе? —равнить бы контингент, по€вл€ющийс€ под землей в разное врем€ дн€.
ѕрежде чем спуститьс€ в подземку, јндрей шел переулком, гл€д€ не под ноги, а вверх: ћежду невысокими домами нат€нуты провода, в синем небе ни тучки, птицы нар€ющими движени€ми рассекали воздух над головой. —нег та€л. √де-то вдалеке строительный кран, насквозь просвечиваемый шаром белого солнца, неторопливо и бесшумно поднимал невидимую, повернутую к наблюдателю ребром, бетонную плиту.
≈сли бы он фотографировал свое путешествие, получилось бы три хороших кадра:
–аз. јндрей в толпе метролюдей, притиснутый к дальней стенке, с м€той книжкой в руках, которую он чуть приподн€л, чтобы пропустить втекающий и вытекающий народ.
ƒва. ќкраина ћосквы. »спортивша€с€ разом погода, зат€нутое серой дымкой небо, гр€зный снег, облезлые деревь€, коробки учреждений, сталинской архитектуры кинотеатр и трамваи, ползущие сквозь потоки машин и старух. —тарухи переход€т через дорогу и натужно залезают в общественный транспорт, помога€ себе руками и откл€чив толстые, обт€нутые дешевыми пальто, зады. јндрей вне плана. ќн по другую сторону объектива.
» три.  ирпичный забор вокруг кладбища, јндрей проходит через резную, чугунную в€зь ворот. Ќесуществующий папарацци застал момент, когда герой вт€нул воздух носом и коснулс€ пальцами рваного объ€влени€ "ѕам€тники, монументы, организаци€ похорон", прилепленного на одном из изгибов решетки.
 огда бабушка в 2000г спросила у него, помнит ли он Ќаташу, и, не дождавшись ответа, продолжила свой тетеревиный ток-монолог, јндрей мог бы, конечно, сказать, что помнит. Ќо помнил он Ђтеоретическиї. “о есть, да, была така€ Ќаташа, брюнетка что ли, или рыжа€, то ли длинные волосы, то ли нет; да, говорили о чем-то, общались почти год, но насколько часто - снова вопрос; да, есть одно воспоминание о книге c рыбами на обложке, но каким боком оно св€зано с этим нечетким, размытым образом девушки, по€вл€вшейс€ на квартире в ћедведково в 1996 году под именем "Ќаташа", - не€сно. јндрей, человек без друзей и семьи, был лишен даже воспоминаний о прошлой дружбе, но ему казалось, что достаточно одного небольшого толчка дл€ пам€ти, и он сразу бы нашел дорогу
ќн хрустел снегом кладбищенских аллей, ежась от нежданного холода. ћимо проплывали могилы, фамилии людей и годы их жизни. ћда. Ѕыли живые, стали мертвые. ¬от так.
ѕосле получасового кружени€ по тропам, когда голова јндре€ закружилась от —мирновых, ѕетровых, јндреевых,  л€чко, —тепановых, ∆илиных и сочетаний дат, он пон€л, что не помнит дорогу к могиле бабушке, так же, как не помнит лица Ќаташи, и спектакл€, после которого его родители исчезли. Ўлеп. “огда он просто отдалс€ не€вному, естественному течению дорожек и перешел на прогулочный шаг, такой, каким он обычно мер€л „истопрудный бульвар. ќн начал воспринимать кладбище как большой забавный музей: вот колумбарий, вот выдавленные в мраморе золотые буквы, а вот и банка Nescafe вместо вазочки дл€ цветов. "” кремированных" сто€ли банки из-под кофе, оливок, бобов; почему же так трудно вз€ть обычную, прозрачную вазочку и поставить туда цветы, чтобы не получилось соседства текстов "“акой-то “акой-то “акой-то, ты всегда будешь жить в нашем люб€щем сердце. ќт твоей убитой горем матери" и "100% натуральный растворимый кофе в гранулах. »спользовать до даты (EXP) указанной на дне. ’раните в сухом и прохладном месте"? ¬ сухом и прохладном месте. ѕр€мо на уровне глаз сверкал идиотский текст на жест€нке: "ѕолезные дл€ здоровь€ экологически чистые бобы со всем необходимым запасом витаминов и микроэлементов от фирмы ¬ита-ѕлюс". Ќарочно, что ли? ј в одном из склепов, когда јндрей загл€нул туда через щель в растрескавшейс€, перев€занной ржавыми цеп€ми двери, лежали детские санки и пухла€ стопка автомобильных покрышек.
Ѕабушку јндре€ хоронили не так, как обычно выгл€д€т похороны в американских фильмах, - Ќесколько красивых, в черном, людей над тожественно опускающимс€, при помощи хитрого механизма, лакированным футл€ром скрипичным.
¬ 2001г, на этом кладбище могильщики опускали неравномерно обитый, так что она пузырилась в некоторых местах, черной тканью, гроб в мелкую, метровую €му кор€во, криво, кое-как, перев€зав его гр€зными, когда-то белыми "бандажами". —обственно, на них они его и опускали, опускали неравномерно, сначала один край, потом другой. “ак как €му выкопали узкую, одному из могильщиков пришлось проталкивать гроб ногой. јндрей тем временем крутил пальцами правой руки в кармане пачку dunhill'а и грыз обветренные губы.
≈сли на похоронах родственников из гостей присутствует всего один человек, этому одному гораздо легче и спокойней, чем, если бы вокруг него толпилась кодла рыдающих старух и баб. –ыдающие старухи и бабы создают особую атмосферу и разом порт€т настроение. ќт этого хочетс€ нажратьс€. ј когда ты один, и на теб€ не давит вс€ эта "ыыыыхыхых" - истерическа€ атмосфера, с платочками у глаз и разговорами "раньше не так хоронют, а помнитс€ раньше-то, как хоронили, уууу", ты можешь просто посто€ть под стуканье лопат, покурить, подумать и повспоминать этого, уже почти лежащего в земле, человека. » ты испытываешь —¬ќ» эмоции, думаешь —¬ќ» мысли, а не то и не те, что нав€зала тебе душевна€ энерги€ толкущихс€ вокруг чужих людей, дальних д€дьев и теток. ’от€ чего уж там, даже близкие родственники не совсем уместны. Ќаш девиз: "’ороните, когда вы одни!". »ли просто: "’ороните одни!".
јндрей отвернулс€ от блест€щих в полумраке полозь€ми санок. „ерез пару-тройку могил от него высокий, тощий, похожий на цаплю, одетый во все черное и с черной сумкой через плечо, молодой человек и его спутница - €ркий контраст, длинна€ оранжева€ юбка с фиолетовыми жерст€ными чулками, красна€ ветровка и желтый шарф - фотографировали надгроби€. „еловек жевал фильтр дым€щей сигареты, и все врем€ забывал открывать крышку объектива. ѕриготовитс€, направит фотоаппарат, а потом одними губами - "черрт", и приходитс€ ему переворачивать фотик, мерзнущими пальцами отодвигать шторку, и снова здорово, - пристраиватьс€, щелкать вспышкой, задвигать затвор, чтобы в следующий раз оп€ть про него забыть, не открыть. "Ќа следующем надгробии снова забудет", - подумал јндрей. » точно, черный человек присел, чтобы захватить маленькую фигурку ангела с отбитой головой, вместо которой лежал на плечах холмик снега, и - "черррт!". —путница черного человека громко прочитала фамилию "Ўпаклофт" на кресте и непри€тно засме€лась. "Ўпаклофт, Ўпаклофт... что-то знакомое", - јндрей напр€гал пам€ть, но -тупа€ пустота.
¬далеке, по аллее шла похоронна€ процесси€. ƒевушка в оранжевом шарфе сказала:
-—лышь, »люх, давай похороны заценим".
јндрей не стал дожидатьс€ продолжени€ и ушел.
ѕока он ждал трамва€, он замерз вконец, и даже надел шапку-ушанку, которую носил редко, потому что ему чудилось, что в ней он выгл€дит по-дурацки, как гимназист начала ’’ века.
¬ 1988 году 4х летний јндрей придумал что-то вроде ритула, который называлс€ "–аздевание ѕосле ѕрогулки «имой". ѕрежде чем вывести гул€ть, его долго и мучительно одевали. ќдни штаны хлопчатобумажные, одни шерст€ные, така€ майка, с€ка€ майка, свитер, комбинезончик, куртка, варежки, шапка... » каким облегчением было сбросить себ€ всю эту гору, когда придешь домой, в тепло. –аскрасневшийс€ от мороза јндрюшка раскидывал вывернутые наизнанку подштанники и в€заные кофты по родительской кровати, и, в одном белье, бежал скорей влезать во что-нибудь легкое и домашнее.
¬ 2003м јндрей, в своей уродской шапке, тр€сс€ в л€згающем, холодном трамвае, и одежды на нем было - необходимый минимум, который он набросил на себ€ утром, соблазненный вод€ными п€тнами вместо снега на чугунном балкончике, и €рким недолговечным солнцем. Ўапка, черное пальтишко, красный шарф, синие джинсы, водолазка и, рваный в подмышке, серый, весь в катышках, насквозь прокуренный свитер с раст€нутыми после машинной стирки рукавами. ћерзли ноги. ќн вт€гивал и сглатывал свои сопли, прикрыв глаза. ≈хать в театр, честно говор€, не хотелось,- хотелось домой, там в гор€чую ванну, а потом облачитьс€ в махровый халат, лечь на диван под плед и раскрыть —тепного ¬олка. ќн провел на кладбище слишком много времени, но, слава богу, пока не стемнело, и окраина не превратилась в совсем мерзостное место. "Ќичего, схожу сейчас в ќ√», отогреюсь, времени до одиннадцати завались. ј уж после, полчасика и € на “еатральной", - думал јндрей ¬ейник. ѕрогулка по холоду и плоха€ погода немного испортили настроение.

ќ√». ќн приходил сюда, и словно оказывалс€ в арабском сне,- в полуподвальном стамбульском кафе с узорчатой, чуть дребезжащей из-за старых динамиков музыкой, низким потолком и скоплением незнакомых, говор€щих будто бы на чужом €зыке людей, которые плавают в подсвеченном низкими, нарочито примитивно-жест€ными лампами, сигаретном дыму. » музыка, и обрывки плохо расслышенных разговоров и слов, - все это как-то сочеталось и соедин€лось в едином звуковом потоке. јндрею нравилось это место еще и за то, что официантки не надоедали с требованием сделать заказ и не мен€ли заполненные до краев скрюченными окурками пепельницы.   тому же большое количество зан€тых, сбившихс€ в кучки людей, зан€тых собой и своим разговором, делали одиночку невидимым. » одиночка мог пристально смотреть на посетителей, как из-за прозрачного с внутренней стороны зеркала, не бо€сь напоротьс€ на ответный взгл€д.
јндрей купил в баре дешевый, за 10 рублей, чай, сел за свободный столик и вынул из внутреннего кармана пальто "—тепного ¬олка". ѕальцы руки, поднос€щие к губам сигарету, отбрасывали на страницу причудливые тени, дела€ напечатанный текст бугристым, шитым из серых лоскутков оде€лом. Ќа 20ой прочитанной странице, гораздо больша€ тень закрыла всю книгу, и за левым плечом јндре€ женский голос сказал полувопросительно: "јндрей?". » когда он обернулс€, уже более уверенно: "ѕривет! јндрюш, не узнаешь?"
ќн посмотрел на нее, совсем незнакомую, и тут, медленно, другие, узнаваемые черты начали проступать через ее изменившеес€ лицо. “ак, увидев ее впервые с тех пор, как они в 1996 последний раз виделись, он реконструировал тот образ, который успел за семь лет забыть.
-Ќа...таша?
», наконец, оп€ть же впервые, впервые за долгое-долгое врем€, он искренне и радостно улыбнулс€.
-я на теб€ смотрела, пока ты читал, думала - он, не он? »..подошла, и это ты... так неожиданно... —колько же мы не виделись... черт... черт... я так рада, что теб€ встретила,- Ќаташа произнесла это как нетвердо вызубренное стихотворение, тоже улыба€сь, все еще сто€ в дурацкой позе за спиной јндре€, пока он выворачивал голову и ерзал стулом, чтобы разгл€деть ее всю получше. “еперь он вспомнил, что она была очень-очень красивой брюнеткой, конечно же, а не рыжей, с длинными волосами. — 1996го она еще больше похорошела; и он испытывал некоторую неловкость, потому что не мог согнать с лица радостно-лошадиную улыбку.
-ћы же недавно совсем с родител€ми вернулись из...ну, неважно, вернулись главное. ќни теб€ не забыли, увидеть их хочешь? ќни р€дом квартиру снимают, пошли!
“ембр Ќаташиного голоса оказалс€ дл€ јндре€ "толчком дл€ пам€ти", о котором он мечтал. » сразу, как вспышка фотоаппарата, щелкающего р€дом с могилой, јндрей вспомнил.
¬ 1996 году они с Ќаташей брали книгу "Ёнциклопеди€ –ыб" и запирались в ванной комнате медведковской квартиры, пока бабушка пила на кухне чай с Ќаташиными родител€ми. » јндрей просил Ќаташу показать то, о чем он мечтал, рассматрива€ настолько подробные, что они становились непон€тными, картинки из медицинских книг, и маструбиру€ перед сном под оде€лом. » она показывала, а потом, разгор€ченна€ актом эксгибиционизма и присутствием молодого, неопытного мальчика, без слов клала его дрожащую от возбуждени€ руку себе на промежность. ¬скоре он уже и лизал ее, сладостно и долго конча€ в трусы, не притрагива€сь к себе, от одного осознани€ этого. » все это, - т€желое дыхание, курчавые черные волосы и сладостный запах, заливающий €рко освещенную ванную, - он умудрилс€ напрочь забыть! ƒа так, что и следа не осталось, а осталась в пам€ти только мутна€ картинка с обложки "Ёнциклопедии –ыб ƒл€ ƒетей", книги, при помощи которой Ќаташа думала оправдатьс€ перед родител€ми, если бы они застали ее выход€щей из ванной вместе с 12-летним јндреем. "ѕапа, а мы рыбок в раковине искали".
—ейчас он покраснел, гада€, помнил ли это она, - красива€ девушка, сто€ща€ за его спиной. ” него по€вились мысли, а вдруг родителей дома не окажетс€, и тогда они...
-ѕошли, поздороваемс€, дай € только допью
» двум€ быстрыми глотками высосал из чашки теплый чай, чувству€, как ее глаза сверл€т ему затылок.

Ќаташа и јндрей шли промерзшими переулками на задворках ѕрудов. ћолчали. јндрей долго и мучительно думал, что рассказать, дабы не показатьс€ бирюком.
¬ 1996ом, кроме этой "рыбной" истории, они еще и разговаривали. “очнее, говорил в основном јндрей: о выдуманных люд€х и ситауаци€х, в которые он €кобы попадал, о прочитаннных книгах и идиотах одноклассниках. » Ќаташа слушала. ј потом брала с книжной полки "Ёнциклопедию –ыб", и им обоим становилось €сно, что будет дальше.
» тут јндрей узнал дорогу. ќни шли тем маршрутом, которым часто он сам возвращалс€ домой из ќ√». ќни шли к его дому.
-ѕослушай, - нарушил тишину пустого двора јндрей,- ј где вы поселились?
Ќаташа назвала улицу.
-ј дом?
-ѕ€тый. —ейчас уже придем, потерпи немножко, - ќна немного раздраженно отвечала на вопросы
-ѕравда? я же тоже там живу! ¬ тридцать шестой! «аходить друг к другу будем! - јндрей излилс€ собачьими восторгами и успел вообразить картины оргий в его маленькой квартирке. ≈му пока было непривычно называть собеседницу на "ты", и он старалс€ избегать этой формы обращени€, использу€ "вы", но только в смысле "ты и родители".
ѕредставл€€ себ€ галантным, јндрей открыл перед ней внешнюю, скрип€щую, т€желую дверь подъезда; несколько раз ошибшись, от нервов и желани€ как можно быстрее и красивее протанцевать пальцами по кнопкам, набрал на домофоне код, и они зашли внутрь.
Ќедавно, он, один, закрыв глаза, курил тут на лестничной площадке, а сейчас в этом подъезде будет жить его любовь, да, любовь, или хот€ бы близка€ подруга. » утром, и вечером, и днем он сможет пригласить ее на чашку ча€. ѕоговорить, случайно столкнувшись на лестнице. ј в самом хорошем случае - зан€тьс€ любовью на кушетке в его квартире.
Ќедавно он просто курил здесь, в три часа ночи, с закрытыми глазами, слуша€ как в одной из квартир телевизор выкрикивает завершающий диалог придурочного фильма, а потом рекламу, уже на просто оглушительной громкости. ≈го скоро выключили, а јндрей все не открывал глаз, зна€, что невидимый, идентифицируемый только по шагам за металлической дверью, зритель, посмотрев кино, пойдет чистить зубы, умыватьс€ и рассматривать себ€ в зеркало. "» так всегда, - думал јндрей, - брод€т по комнатам, смотр€т никому не нужные, просто дл€ убиени€ времени, пленки по “¬÷, чист€т зубы, и, бросив взгл€д на свое отражение, забираютс€ в заскорузлые, холодные как клеенка от многочисленных э€кул€ций, простыни". "√ов-но, - тихо произнес тогда јндрей, сам не зна€, что имеет толком в виду, и стр€хнул пепел,- че-ло-век - гов-но".
ј сейчас он радовалс€ перемене в своей жизни, тем более что кнопка, на которую нажала Ќаташа, войд€ в лифт, была кнопкой "4". ≈го этаж.

ќна жила в квартире напротив, той, откуда по ночам иногда кричал телевизор. ƒверь открыла абсолютно седа€, но холена€ женщина.
-ѕривет, Ќаташ, кого это ты привела? Ќу, заходи, заходи...
¬с€ прихожа€ загромождена чемоданами, обклеенными бирками со штрих-кодами и названи€ми аэропортов.  огда јндрей, стара€сь не испачкать паркет ботинками, аккуратно шагнул в проем, пропуска€ вперед Ќаташу, женщина чуть ли не выкрикнула: "јЌƒ–≈…? √осподи, как же ты выт€нулс€, как же давно... ƒавайте, а, ты, Ќаташ, что не говоришь кто это?". » куда-то в сторону: "ѕаш! Ќи за что не догадаешьс€, кто к нам за€вилс€!". Ёто разр€дило неудобную атмосферу, јндрей с Ќаташей стали раздеватьс€, пока ее мать все говорила.
-ј мы-то недавно тут, видишь, чемоданы даже никак не соберемс€ разобрать, они все т€желенные, - и она махнула рукой на гору в прихожей, -ј вы идите на кухню, идите! “ам ѕаша сидит.
Ќаташа деловито потащила за собой јндре€ по квартире, котора€ была похожа на его, только погр€знее и неприбраней. ќбои отклеивались, вздувались, в углах пыль. "ѕусть даже они ее снимают, могли бы прибратьс€ чуть-чуть", - думал јндрей. » как всегда, когда он оказывалс€ в месте, где было невежливым или нельз€ курить, ему сразу жутко захотелось.
 ухн€ оказалась еще хуже и меньше, чем он ожидал. ѕотолок в трещинах, свисают куски штукатурки; а плита, моющиес€ обои, желтый от старости холодильник и раковина покрыты слоем жирной вьевшейс€ гр€зи. ” стола, заваленного лекарствами и журналами, сидел внешне более старый, чем жена, мужик в кальсонах и выцветшей футболке с надписью "я из ћ√”". ”видев јндре€, он даже не удивилс€, а просто сказал: "ѕривет".
ќни расселись и молчали, пока седа€ не прибежала и не начала разливать по чашкам спитой чай.
-јндрей, как живешь-то? ћы недавно в этой квартире, ремонт нужен, только не соберемс€ никак. ѕашка мой сидит бирюк-бирюком, даже не сделает ничего, посуду не вымоет. «наешь, он еще тут курить вздумал, € его на лестницу выгон€ю, еще бы! ¬с€ квартира сигаретами провон€ет, и так тут гр€зно!- она неестественно засме€лась, - Ќаташ, а ты как јндре€-то нашла, а?
Ќаташа с видимым удовольствием стала рассказывать:
-«ахожу € в кафе, р€дом тут, друзь€ рекомендовали, и вдруг вижу парень знакомый сидит, книжку читает...
—еда€ прервала ее и обратилась к јндрею:
-„то за книжка-то? Ќаверн€ка французска€ поэззи€!
-Ќет, √ерман √ессе, —тепной ¬олк.
» јндрей чуть прокашл€лс€, чтобы не получилось т€желой, интеллектуальной атмосферы.
-ј €-то думала, что вы все прокл€тых поэтов в таком возрасте читаете: Ѕодлер, –...–ембо, -на последнем имени она запнулась, наверное, хотела произнести другое, но воврем€ спохватилась.
Ќаташа разозлилась:
-ћам, не лезь, дай мне дорасказать!
јндрей сидел среди них, слушал, как Ќаташа продолжает и говорит то, что ему уже известно, как мать лезет к ней с комметари€ми, как ѕаша сидит в углу и смотрит в стакан, даже не притрагива€сь к чаю,- и от этого ему стало так дико скучно, что он автоматически полез в карман за сигаретами, но вспомнил, что они в пальто, которое висит на вешалке в прихожей.
-јндрей, что вы с ѕашей молчите! ћы зр€ надрываемс€ что ли? - мать Ќаташи шутливо возмутилась.
-»звините, просто € сегодн€ вообще никакой, устал очень, и мне скоро уходить пора,-јндрей привстал, - стати, где у вас руки можно помыть?
-јааа, культурный вечер, пора бежать...Ќаташ, покажи јндрею где ванна€,-с усмешкой произнесла она.
јндрей заметил, что ѕаша чуть оживилс€ и подн€л усталые глаза, когда јндрей сказал, что ему нужно помыть руки, словно хотел предложить свою помощь.
„тобы попасть в ванную, нужно было сначала пройти через прихожую. јндрей шел позади Ќаташи, и, пробира€сь мимо горы чемоданов, случайно задел ногой один, вал€вшийс€ в стороне. » тот легко сдвинулс€ с места, будто наполненный м€тыми газетами, а не одеждой или еще чем-нибудь "т€желенным", как сказала мама. Ќаташа не заметила этого и продолжала шагать.
-«десь, -она открыла дверь и зажгла мерцающую, не€ркую лампочку, котора€ свисала с зелено-черного сырого потолка.
-—пасибо, -јндрей включил воду и прин€лс€ бессмысленно мыть руки прилипшим к раковине обмылком. Ќа самом деле, ему хотелось захлопнуть дверь перед Ќаташей, котора€ так некстати вз€лась его провожать, сесть на край ржавой ванны и как следует подумать. ѕочему ее мать упом€нула францускую поэзию, произнесла слова "культурный вечер"? ќна знает о билете, о Ѕольшом “еатре? ѕочему если не все, то один чемодан - ѕ”—“ќ…. ѕочему квартира выгл€дит как логово холост€ка? » еще тыс€ча почему, в том числе и почему так удачно совпало, что на день спектакл€ отменили и зан€ти€ в институте и работу. » тут его ударило: √осподи, в ванной же нет ни кремов, ни масок дл€ лица, ничего ∆≈Ќ— ќ√ќ. «аскорузлый помазок да бритва. » все!
-Ќаташ, а вы давно здесь? - ѕопыталс€ он сказать как можно более непринужденно, - в этой квартире?
ќна ответила после долгой паузы:
-Ќет, совсем недавно...
јндрей смыл мыльную пену, вытер руки полотенцем и попыталс€ еще:
-ј у кого вы квартиру снимаете?
» тут јндрей вдруг вспомнил: ѕь€ный мужик у метро! ќн его в самом деле видел,- на лестнице, когда мусор выносил. Ёто его квартира, и это Ќаташа и ее мать, и, возможно, молчаливый ѕавел, - это те самые "они", "поганые суки". ѕь€ный мужик жил тут один, в этой холост€цкой квартире, и јндрей слышал, как он шаркает за дверю и смотрит по ночам телевизор. ј сейчас его "вышвырнули", и устроили оперетту с чемоданами, с этой Ќаташей. «а каким чертом это понадобилось!?
-Ћадно, не отвечай, пойдем на кухню, они нас уже заждались, - и јндрей торопливо протиснулс€ мимо нее. ƒорогу назад он знал.
-ќоо, вернулись, наконец! - поприветствовала их седа€,- ј мы как раз ѕашкой обсуждаем как же это хорошо, что ты в нашем доме живешь, заходить друг к другу будем....
“ут "ѕашка" буркнул "извините" и встал из-за стола. Ќаташа скорчила недовольную рожу:
-ќп€ть курииить...
јндрею захотелось тоже, пока не давит на душу эта седа€ ведьма и Ќаташа, похожа€ на заводную куклу, покурить и сказать ѕаше, что то, что здесь происходит, не очень хорошо, а после вз€ть с вешалки пальто и уйти. ”йти хоть на эти "»гибы". Ќо ѕаша, проход€ мимо него, такое ощущение, что произнес одними губами "ѕодожди". » он осталс€. ѕотому что ему он вдруг поверил.

» они долго пили противный чай, а ѕаша все не возвращалс€. » јндрей сидел как пришитый, нервнича€, посматрива€ на будильник, прибитый гвоздем к стенке вместо нормальных часов. » он думал о том, что эр, то эр, на котором запнулась мать Ќаташи, произнос€ им€ "–ембо", вполне могло быть эр, лежащим в начале другого имени. –оллина. ћорис –оллина. Ќа странице с его стихотворением и билетом в Ѕольшой открылась книга "ѕоэзи€ французского символизма". Ќо если эта седа€ старуха с дочкой-извращенкой так все хорошо рассчитали, устроили, чтобы он вз€л именно эту книгу, нашел, почему же эти посто€нные ошибки? ѕустые чемоданы, набитые газетами,- чемоданы, которые "не успели разобрать". —таруха нарочно намекала, на то, что ей известно, что он сегодн€ идет на спектакль. „то, если это хитра€ уловка, чтобы он не пошел, подумав, что и спектакль подстроен, и пропустил что-то очень-очень важное. »ли наоборот, финт ушами, обманка, котора€ и хочет как раз привести его к предыдущей идее, чтобы он назло, обманув сам себ€, поперс€ на этих "»гибов", а там уже и воображение отказываетс€ придумывать, что случитс€ дальше. ј ѕаша? ќн ему поверил и торчит теперь здесь, а ѕаша как раз на это и рассчитывает, чтобы он тут сидел. »ли, наоборот, чтобы он ушел, подумав, что его обманывают, и напоролс€ как раз на самый острый шест, которого хотел избежать. Ёто все было так сложно, так сложно определить что нужно делать... ¬ жизнь јндре€ вмешалось сразу множество людей за один день, точнее даже, что сегодн€ он только определил это вмешательство, которое, на самом деле, существовало всегда.
» когда ѕаша вернулс€, застав Ќаташу и ее седую мать, в попытках вывести јндре€ из его мыслей, јндрей очнулс€, попрощалс€ со всеми, выслушал вс€кие "ƒа не уходи, посиди еще" и направилс€, уставший от притворства, к выходу. “ам он влез в пальто, чмокнул Ќаташу в щеку, и потопал вниз, по лестнице, на которой он недавно сто€л и курил, дума€, что хуже просто быть не может, и где радовалс€ перемене в жизни, и где сейчас ему казалось, что самое худшее началось именно тогда, когда он подумал, что начинаетс€ что-то хорошее.
«а его спиной внезапно - как вспышка, сверкнувша€ днем на кладбище - раздалс€ грохот. јндрей обернулс€ и увидел, как ѕаша, - потрепанный измученный мужик в несуразной майке "я из ћ√”",- вылетает из двери, и за ним рушитс€ лавиной сшибленна€ на бегу гора из чемоданов, которые падают, скольз€т, невесомые, по гр€зному полу, и раскрываютс€. ѕустые, все пустые.
ѕаша подбежал к јндрею, схватил его гр€зной лапищей за пальто (в последнее врем€ его что-то слишком часто хватали) и потащил вниз, вниз, не говор€ ни слова. ќни, как два камн€, ударились в дверь подъезда, распахнули ее, выбежали в прохладную, освежающую улицу, и, поскальзыва€сь на ледке, помчались дальше, от душного дома, в полном молчании. јндрей не знал куда.

ќни остановились передохнуть на бульваре. ¬стали на дорожке, под липами. ќба т€жело дышали паром, сплевывали, уперев руки в коленки и согнув спины. ќтдышавшись, јндрей выпр€милс€ и задал вопрос, который задавал себе посто€нно, с того момента, когда пошел в запущенную ванную мыть руки и, под шум ржавой воды, его осенило.
-„то. ѕроисходит.
ѕаша помолчал некоторое врем€, стрельнул у јндре€, уже к тому времени закурившего, сигарету и начал говорить.
- я сам толком не знаю, что происходит сейчас. Ќо могу сказать, что происходило раньше, когда ты еще был маленький. я тогда был очень дружен с твоими родител€ми, и, кстати говор€, со своей женой. ƒо перестройки € работал в Ѕольшом “еатре, между прочим, в оркестре сидел, неплохой музыкант. Ќо денег практически не было, а уж в смутное врем€, в дев€ностые, их совсем не стало. Ќу и пришлось мне бросить, так сказать, искусство... ƒальше все эти подробности тебе не интересны, как € заработал в перестройку, но, дело в том, что когда € уходил с должности в театре, устроили мы прощальный вечер. ≈стественно, нажрались. », по абсолютно жуткой пь€ни, мне, один уже не помню кто, помню только, что было у него хобби-могилы фотографировать, он пачки жутких снимков посто€нно приносил, один, короче говор€, парень, подарил три билета. √оворил, сходи, мол, с женой, ребенком, уже в качестве зрител€, отдохни...
“ут јндрей произнес:
-»√»Ѕџ?
-ѕодожди. ѕришел € домой, и, смотрю, на них дата идиотска€, Ќј Ќ≈— ќЋ№ ќ Ћ≈“ ¬ѕ≈–≈ƒ. » врем€, что-то около полуночи.
-ƒвадцать три тридцать?
-ƒа, да. ѕримерно так. я, естественно, подумал, что это розыгрыш. Ќу, кстати говор€, € тебе скажу, что от Ѕольшого мен€ уже начало мутить. » представить, что € приду в полночь, с женой и ребенком отдыхать туда, где € хрен знает сколько проработал... Ќельз€ такое представить. » дал € билеты жене, а она мен€ на мысль навела, - подари, говорит, ¬ейникам, они же театралы. я и подарил. ј, когда ¬ейники, родители твои, во врем€ спектакл€, которого, как потом вы€снилось по документам, даже Ќ≈ ЅџЋќ, исчезли, мо€ жена стала винить в этом и мен€, и себ€. », измученна€ всем этим, нан€лась в Ѕольшой гардеробщицей, прин€лась узнавать, что тогда случилось. Ќу, и...это...—п€тила. “о ли узнала что-то, то ли увидела, хрен поймешь сейчас. ѕришла вс€ бледна€ и говорит, говорит, бормочет: "»гибы, игибы, игибы...". я ей: "„то за игибы-то?". ј она в ответ: "»гибы, игибы их прибрали, прибрали, игибы". » плачет вс€, тр€сетс€.
јндрей молча достал билет и показал его ѕаше. “от даже смотреть на него не стал.
-ƒа, убери ты эту бумажку, слушай, что дальше скажу.  ороче, начали мы с женой к твоей бабуле часто заходить. ∆ена мо€ вину как-то хотела загладить... Ќу, ты дальше не пугайс€, что € скажу...
ѕаша выпр€милс€, зат€нулс€ сигаретой, и, выдыха€ дым, сказал:
-Ќе уезжали мы никуда. Ќи в какую ‘ранцию, „ехию или »талию... ∆ена мо€, она после игибов власть дикую получила. ѕомнишь как ты, смешно сказать, в восемнадцать лет квартиру продавал?
јндрей молчал с расширенными глазами, его сигарета за это врем€ превратилась в изогнутую трубочку пепла
ѕаша, поежившись от холода, продолжил:
-’рен бы ты что без ћаринки (моей благоверной) сделал. ј как бабул€ тво€ померла, и в этот же день - чудеса, хоронить стали? “оже ћаринка. Ќе знаю, как еще она тебе помогала, но все это врем€ ты под прицелом ее был.
јндрей, наконец, спросил:
-ј Ќаташа?
-Ќаташа? √осподи, это же мерзость жутка€!  ак ты с ней в 12 лет... ¬анна€ эта... √осподи, понимаешь, иногда ћарина делала что-нибудь хорошее, как мне кажетс€, а иногда то, что € пон€ть не мог вообще. » Ќаташку она прозомбировала, так, что та ей всю свою жизнь массажи делает, чай приносит. » ничего больше! ћаринка ей говорила: "ƒл€ мужа теб€ готовлю, вон, јндрей, мол, зла € ему сколько сделала, теперь исправл€ю зло-то. » ты-то исправь тоже. ѕомоги. ѕќƒ—ќЅ»". ј Ќаташке и в радость, рыбку-то в раковине ловить...
ѕаша хрипло и грустно рассме€лс€.
-ј в последнее врем€ ћаринка совсем как с цепи сорвалась, чемоданов дурных купила, мужика какого-то так напугала, что он и в квартиру свою возвращатьс€ боитс€, и теперь ћџ там живем. ј все чтоб поближе, поближе к тебе быть. Ќе знаю, зачем она это делает. Ќе знаю, честно... » сколько власти у нее не знаю. » что делать не знаю. √де билетик-то достал?
» јндрей рассказал. ѕро Ћенинку, про отмену зан€тий, и про ѕетрова-¬одкина, который вз€лс€ его сегодн€ заменить. ѕаша улыбнулс€:
-ƒаа. —ам удивл€юсь, как это возможно- положить билет именно в ту книжку, которую ты с полки, вместо тыс€чи других, снимешь...
-ј откуда у нее билет? «ачем? ћне туда идти или нет? я уже не знаю, кому верить, и что дл€ мен€ хорошо будет, а от чего крыша, как у... сползет?
ѕаша закричал:
-ј €, € это знаю?! ј?! “ы думаешь, что €, бл€ть, маг и волшебник изумрудного города? я уже устал, мен€ тошнит от этого! «наешь, когда € последний раз с женой своей трахалс€?! ¬ дев€носто! Ўестом! √оду! —емь! Ћет! —емь лет €, бл€ть, даже к ней притронутьс€ не мог, пока она р€дом искуственный, резиновый, бл€ть, ’”… в себ€ вгон€ла. я пыталс€ пыталс€ пыталс€... ј она ноги сожмет, и по башке, по башке моей сраной этим хуем колотит! » орет как резана€: "»√»Ѕџ! »√»Ѕџ!".
—лучайные прохожие испуганно огл€дывались на этого уже плачущего, несчастного человека, в майке с жалкой надписью "я из ћ√”", кальсонах и домашних тапочках, покрытых гр€зью и снегом. јндрею тоже стало страшно. „то же это такое началось, что с его жизнью будет. » что же он делал в своей жизни сам, а что эта ведьма устраивала...
-я зашел однажды в комнату, а она там каллиграфией занимаетс€, с Ќаташкой, котора€ уже вс€ в нее, така€ же дура. ѕишет на резиновом члене что-то. я и разбиратьс€ даже не стал, противно... я тебе просто сказать хочу, что € за тобой погналс€-то... Ќе могу € больше в себе это носить . Ќе могу. я никому, кроме теб€, этого, про жену-то свою, про ћаринку, не рассказывал. “ы сам решай что делать. ј €... €, наверное, гордость свою проглочу и обратно, хаха, в јƒ.  ороче говор€,- хочешь узнать что-нибудь, не боишьс€ - иди на игибов. Ќе хочешь, после того, что € рассказал - не иди. ћожет и к лучшему. ј пока, давай, руку тебе пожму. ”дачи. »...сигаретку еще можно?
јндрей, чувству€ себ€ измотанным и перемолотым этой лавиной информации, пожал ѕаше руку, котора€ в€ло и безвольно легла в его ладонь, прот€нул ему сигарету, помог прикурить и пошел к метро, через каждые дес€ть шагов огл€дыва€сь. ќгл€дыва€сь на слабую, сутулую, измученную, дрожащую от холода фигуру, в кальсонах и майке, раздуваемой вечерним лед€ным ветром. ‘игура махала рукой, будто бы говор€ на €зыке жестов: "”дачи тебе, Ћанселот. ”дачи тебе в бою с драконом".

„асы в метро показывали 22:16. јндрей пропустил уже 5 поездов, двигающихс€ в сторону ќхотного –€да-“еатральной. Ќе зна€, что делать, он ходил по платформе взад-вперед. “ак,- если он вернетс€ домой, то покою ему все равно не будет, и, наверн€ка, за 15 минут до начала оперы, он кинетс€ в театр, не выдержав напр€жени€. «начит, поедет он туда в любом случае, вопрос только во времени прибыти€. "Ћадно, представлю, что надо ехать в институт, отключу мозг, зайду в вагон, а то так гадать - пустое зан€тие",- подумал јндрей, все еще мусол€ в руках билет. "ћы рады видеть вас в театре... “еатральна€ площадь, 1... ћы рады видеть вас в театре... “еатральна€ площадь, 1... ћы рады видеть вас в театре... “еатральна€ площадь, 1... ћы рады видеть вас в театре... “еатральна€ площадь, 1", -повтор€л он про себ€, стара€сь, чтобы не всплыло потр€сающее по своей зверской бессмысленности слово "»гибы". Ёто как не думать о белой обезь€не, и поэтому параллельно с "ћы рады видеть вас в театре", кто-то в голове јндре€ выкрикивал: "»гибы! »гибы!". “о голосом ѕаши, то ћарины, колот€щей по голове ѕаши испещренным черными рунами резиновым членом, а то и сам јндрей вставл€л парочку игибов в предложение "ћы рады видеть вас в театре". ћы, игибы, рады видеть вас, игибы, в театре. ». ». ». » ”дачи. “ебе. Ћанселот. Ќа стенке поезда, который услужливо открыл перед јндреем двери так, что тому осталось сделать только шаг, и он внутри, красовалс€ номер 2507317. ѕоследние цифры кто-то доцарапал ножом.

¬от оно. 22:30. Ќочь, мчащиес€ мимо "ћетропол€" машины, огни ћосквы в темном небе, безлюдна€ площадь, редкие припаркованные автомобили. » ободранна€ глыбища, освещенна€ тыс€чей прожекторов, с колоннами-дубами и дверьми размером в шесть великанов. Ѕольшой “еатр. —ердце колотилось, как перед вступительными экзаменами; как перед тем, как говоришь вымученно, в первый раз, девушке, чувства которой касательно теб€, тебе неизвестны: "я теб€ л-люблю". јндрей подошел к афишам, на стенде с сегодн€шней датой висело: "—пектакл€ нет". "Ќу, ничего, подождем", - подумал он, и пошел к призывно гор€щим стеклам кафе на другой стороне улицы.

¬ кафе наливали абсент по человеческой цене, 80 рублей за стандартую стопочку. ƒизайн тоже в абсентово-лимонно-закусочных тонах: абсентовые диванчики, лимонные стуль€, галлюциногенно изогнувшиес€ вешалки. ќфициантка - на груди квадратный пластмассовый орден с ее именем - принесла четыре стаканчика зеленой, пахнущей полынью жидкости. Ѕезо вс€ких ухищрений, как и попросил јндрей, вроде расплавленного сахара или лаймового сока. –езко выдохнув, он разом влил в глотку раскаленную, семидес€тиградусную жидкость. — непривычки выступили слезы, и по телу прошла дрожь. "»гибы, игибы, да?! ј так вам как! ј? ≈ще хотите?". » за первым стаканчиком туда же отправилс€ второй, уже гораздо легче, без слез, не такой обжигающий. јндрей с насаждением закурил. "Ќа бров€х к вам приползу, игибы". ƒубль три, абсент как вода, јндрей закрыл глаза, и почувствовал, как его со страшой скоростью уносит назад и вверх, как на американских горках наоборот, так, что при€тно захватывает дыхание, и немеют ноги. », наконец - зачем т€нуть? - јндрей проглотил и четвертый. јмериканскую горку €вно починили,- теперь она работала резвее, и встроили новую функцию, чтобы пассажиров не только уносило, но и крутило вокруг своей оси. "ƒавайте! я с вами поборюсь, €, теб€, дракона, змеюку, поганище, наизнанку выверну, чтобы ты, скотина, где голова, а где хвост разобрать не мог, подлюга!".
Ќо к 23:15 боевое настроение јндре€ испарилось, как и не было его. » он спрашивал себ€: зачем, зачем, с кем ему дратьс€, придет он к театру, а там двери закрыты. "—пектакл€ нет". ѕостоит у дверей, померзнет, а потом и домой. Ѕудет обмениватьс€ неловкими взгл€дами с ѕашей, извин€тьс€ перед ћариной, дружить с Ќаташей, спать с ней. ¬споминать...  ака€ жутка€ тоска.
—игареты не лезли в глотку. ќн попросил счет.

  театру он подбиралс€, как к средоточию мирового зла, материализовавшемус€ в виде жирного каменного горыныча, с хохолком-лошадиной упр€жкой на здоровенном, плоском лбу. √орыныч был старый, с облупившейс€ штукатуркой, в шрамах и со спиной в зеленых сетчатых бинтах.

 акой к черту змей, что за бред! ѕустой театр, там уборщица по туалетам окурки собирает, актеры разъехались. Ќу, подергает он ручку, позвонит в звоночек, разбудит охранника, который его обматерит и пошлет куда подальше. —пектакл€ нет! Ќет! ѕриходите завтра и не пейте больше.
јндрей посто€л у дверей - несмотр€ на самоуспокоение, сердце билось еще сильнее, чем тогда, когда он только вышел на “еатральную площадь - и пот€нул на себ€ т€желую створку.

***

-Ѕлин, ты оп€ть объектив открыть забыл!
-„ерррт, и в самом деле
-„его щелкаешь?
-ƒа тут, в одной €ме три человека с идиотскими фамили€ми. » свеженька€ могилка-то...
-јнна, ѕетр и јндрей...
-¬ейники... —тарые знакомые, - ѕохожий на черную цаплю человек издевательски хихикнул.
-ƒа уж. Ќикакого уважени€ к мертвым! - Ўутливо подхватила игру его спутница в желтом шарфе, оранжевой юбке и красной ветровке,- ’оть бы раз ты этим люд€м цветочки принес, нееет! ‘отоаппарат только вз€л, да сумку, в которую и загл€дывать противно, столько там др€ни.
-ќй-йой-йой, а ты чем лучше! —о своим... рюкзачком беленьким.
-я, € с тобой таскаюсь, веселю! ј ты мне хамишь и рассказываешь, как ты мне ноги и руки отрежешь и превратишь в куклу дл€ секса.
-ƒа € ж так, по-дружески...
- стати €, между прочим, цветы-то принесла!
-”””, потратилась! “ыща орхидей...
-Ќе орхидей, а обычных цветов... ƒавай им подарим, € и вазочку вз€ла. - ќранжева€ спутница достала из рюкзака банку из-под Nescafe, вытр€хнула пару затер€вшихс€ зернышек в весенню траву, и прот€нула черному. - ƒавай поставим? ѕри€тно все-таки будет...
-ƒавай.
-ƒавай.


“еги:





0


 омментарии

#0 22:53  20-03-2003AlexTB    
ќчень уж доху€ наху€рил! Ќе читал, нах
#1 23:02  20-03-2003—ергей ћинаев    
— монитора не читаетса. –аспечатаю. ѕотому как начало понравилось
#2 23:17  20-03-2003krоt    
Ќормально так, но жаль мало кто прочтет... Ќиасил€т (—) ѕелоткинъ
#3 23:53  20-03-2003®ж    
јхуенна! Ќо што ж ты гад такой не сделал концовочку более €сной, € теперь думаю што ж за игибы такие...
#4 05:39  21-03-2003Sundown    
не пон€л € ни ху€, к сожалению. ƒлинно слишком. ”же в середине где-то запуталс€.
#5 08:55  21-03-2003ra32    
....надо оп€ть на распечатке читать........
<p>.......»змиров пишет много, но красиво.....
#6 11:38  21-03-2003Ќехуй срать    
концовку не пон€л, но написано а-ху-ен-но. рекомендую дочитать.
#7 14:46  21-03-2003ћайор    
ƒа, печатать надо. ≈то сурьЄзное произведение... Ќо асилил, и прихуел слегонца.
#8 14:52  21-03-2003ѕупкин    
понравилось
<p>написано здорово
<p>но что-то с концовкой хуйн€ - не пон€л:)
<p>такое впечатление что автор заибалс€ продолжать мысль
<p>жалко
<p>надо внести €сность
#9 15:08  21-03-2003riot    
да...€ что-то тоже как-то недопон€ла...
#10 15:33  21-03-2003 арандаш    
хорошо написано...
#11 16:32  21-03-2003ra32    
.....распечатал, прочитал......
<p>
<p>......как всегда респект. конечно конец не пон€л.....
<p>
<p>....тут помойму символизма много, поэтому и непон€л можетбыть.....
#12 18:41  21-03-2003ћужик    
ќтлично!
<p>¬от только, поменьше бы описаний...
#13 23:41  23-03-2003«лой ’ер    
1. —тиль ќ’”≈ЌЌџ….
<p>2.  онцовку не пон€л. ѕохоже, автор просто заебалс€.
#15 17:31  19-05-200952-й  вартал    
это пиздец! хули тока 2 текста?

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
12:13  06-12-2016
: [48] [Ћитература]
Ѕуквально через час мен€ накроет с головой FM-волна,
и в тот же миг € захлебнусь в пр€мых эфирных нечистотах.
“ак каждодневно сходит жизнь торжественно по лестнице с ума,
рису€ на пол€х сознань€ неразборчивое что-то.

ћой внешний критик мне в лицо надменно говорит: Ђ“ы маргинал,
в тебе отсутсвует любовь и нет посыла к романтизму!...
18:44  27-11-2016
: [12] [Ћитература]
ћногое повидал на своем веку »ван »льич, - и хорошего повидал, и плохого. Ѕольше, конечно, плохого, чем хорошего. ’от€ это как погл€деть, всЄ зависит от точки зрени€, смотр€ по тому, с какого боку зайти. ќдни и те же событи€ или периоды жизни представл€лись ему то хорошими, то плохими....
14:26  17-11-2016
: [37] [Ћитература]
ѕод —пасом пречистым крестом осеню € чело,
ƒа мимо палат и лабазов пойду на позорище
(¬ УтеатрФ по-заморски, да слово погано зело),
ј там - православных бо€р оку милое сборище.

ќни в ферезе€х, на брюхе распахнутых вширь,
—афь€н на сапожках украшен шитьем да камень€ми....
21:39  25-10-2016
: [22] [Ћитература]
—начала папа сказал, что места в машине больше нет, и он убьет любого, кто хот€ бы ещЄ раз пошло позаритс€ на его автомобиль представительского класса, как на банальный грузовик. Ќо мама ответила, что ей начхать с высокой каланчи Ц и на грузовик, и на автомобиль представительского класса вместе с папиными угрозами, да и на самого папу тоже....
11:16  25-10-2016
: [71] [Ћитература]
¬ечером в начале лета, когда солнце еще стоит высоко, јксинь€  лимова, совсем недавно покинувша€ ѕромежутье, сид€ в лодке молчаливого почтар€, направл€лась к месту своей новой службы. Ќастроение у нее необычайно праздничное, как бывало в детстве, когда она в конце особенно счастливой субботы возвращалась домой из школы или с далекой прогулки, выполнив какое-либо поручение....