¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах


ѕрочее

ѕро скот:: - »ван ¬асильевич профессию не мен€ет!

»ван ¬асильевич профессию не мен€ет!

јвтор: bjakinist.
   [ прин€то к публикации 13:15  10-11-2020 | Ћев –ыжков | ѕросмотров: 285]
(¬олодихин ƒ. ћ. »ван IV √розный: ÷арь-сирота. Ч 2-е изд. Ч ћ.: ћол. гварди€, 2020. Ч 341 с., ил. Ч (∆изнь замечательных людей)

Ѕогата, ох щедра наша родина на выдающихс€ персонажей истории! “ак что порой и забывает неблагодарно об их юбиле€х. ј ведь в августе этого года исполнилось 590 лет со дн€ рождени€ одного из самых знаковых наших правителей Ч »вана ¬асильевича (он же –юрикович, он же „етвЄртый, он же и √розный царь).

—ущество это сегодн€ знакомо огромному большинству росси€н лишь по бессмертной комедии Ћ. √айда€ (будем уж честными). Ќо в высокоумных кругах отечественной интеллигенции »ван ¬асильевич своей профессии не мен€л на прот€жении этих п€ти столетий. ќн есть образ российской государственности в самом крайнем еЄ изводе Ч еЄ символ, идол и пугало.

«амечательный наш историк, профессор ћ√”, член ћежсоборного присутстви€ –ѕ÷ (а также и писатель-фантаст) ƒмитрий ћихайлович ¬олодихин взвалил на себ€ крест написани€ биографии человека, до крайности его идеалам неудобного. ¬ самом деле, автор книги о √розном позиционирует себ€ православным государственником. Ќо как написать более-менее объективно и благолепно о человеке, который, утвержда€ самодержавие, вверг страну в разруху, а будучи религиозным фанатиком, не только поминутно нарушал все законы-каноны божеские и человеческие, но и гнал самое церковь, потроша как еЄ пастырей, так и еЄ же св€щенные закрома?!..

ќднако недаром у автора несколько ипостасей.  ак историк он создаЄт свою концепцию личности √розного; как человек верующий в меру морализирует; а как писатель искусно мен€ет стиль по ходу повествовани€, где аккуратна€ точность изложени€ чередуетс€ с его (изложени€) сладостной живописностью.

 лючей к личности √розного ¬олодихин нащупал три. ѕервый Ч то, что царь был с и р о т о й почти от рождень€, заброшенным, пренебрегаемым и до поры бессильным. ќгромна€ обида на мир, на людей и страстное желание самоутверждени€ вопреки даже и здравому смыслу, Ч вот что выпестовали в нЄм годы раннего сиротства.  люч второй Ч »ван был натурой нервенно а р т и с т и ч е с к о й: Ђќн как будто полжизни провЄл на сцене и при вс€ком публичном выходе заботилс€ о том, как будет выгл€деть его игра. ¬с€кий человек, оказавшийс€ поблизости, служил частью антуража, живой декорацией. Ќасто€ща€ гор€ча€ кровь, пролита€ в царствование »вана ¬асильевича, и та, наверное, в глазах его выгл€дела киноварью, используемой при начертании летописных миниатюрї. Ќаконец, третий и самый важный дл€ автора ключ Ч при всех грехах √розный шЄл путЄм пылко в е р у ю щ е г о, он через знаменитый —инодик, через поминовение всех загубленных повинилс€ и перед богом и перед подданными. Ђ ающийс€ в грехах царь Ч царь, сквозь душевную глухоту услышавший Ѕога. Ќельз€ не радоватьс€ этой перемене. —лабость человеческа€ €влена Ѕогу и отдана на милость ≈го. ≈сть в этом отчЄтливый знак следовани€ евангельскому заветуї, Ч умил€етс€ автор.

Ёто вовсе не значит, что ¬олодихин ва€ет образ √розного из цукатов и пастилы. ƒа, обычно он избегает шокировать читателей кровавыми подробност€ми, предпочита€ сыпать эвфемизмами. (Ђѕредал жестоким казн€мї Ч вместо: Ђсварил заживої, Ђраспилил верЄвкойї, Ђпосадил на вертикальї (пардон: Ђна колї). Ќо основные этапы жизненного пути своего геро€ маститый историк отразил довольно подробно, удел€€ особое внимание отношени€м √розного с церковью (автор пишет это слово с большой непременно буквы), совершенно справедливо подчЄркива€, что на каком-то этапе (до опричнины, при митрополите ћакарии) церковь и впр€мь умела удерживать √розного от чрезмерных жестокостей.

–еформы »збранной рады заложили основы российской государственности на века вперЄд. » здесь сердце государственника ликует: Ђ»з хаоса XV века родилась стройна€, почти византийска€ иерархи€ следующего столети€. » единодержавие, и подчЄркнуто иерархична€ структура политической власти, и весьма значительный комплекс еЄ прав по отношению к подданным также стали частью русского цивилизационного узораЕ самодержавна€ (Ђмакедонска€ї, по  . Ћеонтьеву, Ч ¬. Ѕ.) форма высшей власти об€зана была родитьс€. Ќаличие еЄ впоследствии неоднократно оказывалось спасительным дл€ –оссииї. ƒл€ такого дела и капли деспотизма не жаль: Ђ„тобы не расползтись вновь, ему (православному русскому царству, Ч ¬. Ѕ.) требовалс€ определенный градус деспотизма власти и деспотизма идеиї.

ј кровавый опричный мрак? Ч встрепенЄтс€ разомлевший читатель. Ќет, ¬олодихин не оправдывает террора опричнины, но как-то сужает самый смысл еЄ: ЂЕавтор этих строк видит в опричнине военно-административную реформу, необходимую, верную в идее, но непродуманную и в итоге неудавшуюс€ї. „удовищные жестокости еЄ √розный €кобы перен€л с тогдашнего «апада. ¬ те годы ≈вропа и впр€мь пылала в огне религиозных (считай: гражданских) войн и смут, но ведь на –уси кровь населению пустила загод€ именно сама власть государева, Ч так сказать, упреждающе. ƒа и самые мрачные монархи XVI столети€ √енрих VIII јнглийский и ‘илипп II »спанский в пытках и казн€х полагались на опыт и сноровку специалистов Ч √розный же про€вл€л при сЄм энтузиазм и сметку отнюдь не любител€. —ам измысливал Ч сам и участвовал. ”мелые руки Ч умелые ножницы.

¬ книгах, где автор проводит некую тенденцию, огромное значение имеет сама организаци€ текста. » здесь ƒмитрий ¬олодихин про€вл€ет особый такт. Ќапример, сведени€ о том, что √розный вЄл переговоры о переезде в јнглию вместе с семьЄй и казной, сосланы в краткую сноску, расшифровать которую читателю придЄтс€ при помощи других книг. ќно и пон€тно: идеал самодержавной власти предполагает, что государь отвечает перед богом за вверенное ему царство. ј тут выходит, что »ван ¬асильевич и в разгар опричнины, и в годы Ђраска€ни€ї, как вдрызг проворовавшийс€ приказчик, готовитс€ улизнуть с нахапанным добром, наплевав и на царство своЄ православное, и на народ. » где укрытьс€: у Ђлютых люторї!.. —лава богу, автор уберегает читател€ от столь горького (и столь современно звучащего) озарени€Е

Ћучшие страницы книги ¬олодихина Ч о войне: об осадах, походах, сражень€х.  ак раз о том, что у других историков даетс€ сухо и скучно. јвтор же Ђ÷ар€-сиротыї расскажет об этом с энтузиазмом болельщика и глубоким, сочувственным знанием дела, согреет всЄ это дыханьем художника.

¬ целом же книга ¬олодихина, хоть и издана в массовой серии, но адресована, кажетс€, единомышленникам автора, прежде всего. ќна есть историческое обоснование отказа патриархии от канонизации »вана IV, на котором настаивают некоторые около- и просто церковные круги. Ќет, нам таких св€тых не надо! ¬прочем, автор выражает эту мысль куда м€гче, но и гораздо назидательней: ЂЌе проклинать и не восхищатьс€, а размышл€ть и бежать греха Ч вот чему учит царствование »вана √розногої.

„то ж, и на этом большое вам русское merci!

10.11.2020


“еги:





0


 омментарии

#0 13:17  10-11-2020Ћев –ыжков    
ѕо ходу, ничего нового нет в книге. “ак то »вана ¬асильевича «апад оклеветал. Ќикака€ Ќовгородска€ резн€, например, источниками не подтверждаетс€. » в ≈вропе в то врем€ такие монстры правили, что наш по сравнению с ними - младенец невинный. » тоже, ишь, чудовище признали.

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
12:06  23-01-2021
: [0] [ѕро скот]
»дут к неизвестной цели,
 осых не смыка€ глаз,
» ногти их потемнели
ќт примесей низших рас,

“олпа безнадежных трусов,
Ќо вместе Ц стальной таран:
Ѕезжалостность Ц от индусов,
¬интовки Ц от англичан.

Ќевидимы Ц вот что плохоЕ
¬незапны Ц дл€ всех, всегда:
¬о времени, по эпохам
ћигрирует их орда,

ƒорогу столетий мес€т,
Ўагают назад, вперед,
»х шаг дл€ них Ц это мес€ц
ј дюжина Ц это год....
01:39  23-01-2021
: [8] [ѕро скот]
€ проснулс€ плотно пообедал
на главу мою нашла коса
черепа неплюшевых медведей
все расстав€т по своим лесам

пообедал вновь уснул проснулс€
пообедал снова вновь уснул
мне приснилась красна€ косул€
€ упал и снова сел на стул

вот сижу € целиком на стуле
где то там болтаетс€ глава
красные прекрасные косули
говор€т мне разные слова

о медвед€х что бродили раньше
в плюшевых (неплюшевых) лесах
спи и спи все врем€ милый мальчик
то которое растает по местам
...
15:11  22-01-2021
: [22] [ѕро скот]
ћЄртвых щенков так много на свете,
 ак палые листь€ мЄртвые дети,
»х не вернуть ни слезой не молитвой,
 ак будто по сердцу заржавленной бритвой.
ƒевчонка жила, щенка к себе вз€ла,
ќн ей надоел, санитару отдала,
ўенок несмышлЄный в руках палача,
ѕогибнет вот вот от укола врача,
Ќо врач не добил, рука не подн€лась,
“ело щенка как тр€пка вал€лось,
≈го на помойку унос€т в мороз,
ќт лютого холода чтоб он замЄрз....
11:17  22-01-2021
: [15] [ѕро скот]
Ќа –ождество, в парке, Ћену  ротову покусала собака. –ыжий, дворовой пес догнал шагающую по аллее девушку и цапнул. ƒважды. –-раз и два. — перепугу,  ротова схватила за рукав оказавшегос€ р€дом мужчину и пр€талась за его спиной, пока весело лающий разбойник не скрылс€ из вида....
17:11  20-01-2021
: [3] [ѕро скот]
ƒопустим, вз€ть и запретить всем собакам ла€ть гав-гав. √ав можно, а гав-гав нельз€.  атегорически. ¬з€ть и отучить животное от гав-гав. “олько собака гав-гав, а ты ей уже грозишь веником, отлуплю Ўарик! » она сразу в будку п€титс€ и жалобно так гав. “о есть как положено....