Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Критика:: - Два Эдуарда

Два Эдуарда

Автор: ГССРИМ (кремирован)
   [ принято к публикации 11:13  11-07-2007 | Cфинкс | Просмотров: 2082]
Прочитал "Гастарбайтер".
Первое сравнение, которое возникает при прочтении - книга Эдуарда Лимонова "Это я Эдичка".
И дело не в том, что обе книги предельно автобиографичны, и даже не в том, что там и здесь главный герой, оказавшись один на один с огромным городом вынужден заниматься тем, что они называют словом "survive" и разумеется не в несчастных любовных историях постигших обоих главных героев.
Сравнение возникает из-за того, что в той и другой книге в основу положено отчаянное стремление заявить о себе, позиционировать свою исключительность, если угодно то повыёбываться - вот смотрите я это я, единственный и не повторимый и чтобы со-мной не случилось как бы меня не гнули и не ломали, я не прогнусь и не сломаюсь, а останусь самим собой.
Но при дальнейшем сравнении двух текстов, появляются многочисленные "но" и на мой взгляд они не в пользу "Гастарбайтера".
Так оба героя со всей очевидностью принадлежат к так называемым "плохим парням" - людям не желающим играть по заданным правилам, не желающим мыслить и жить стереотипно, вписываться в чуждые им социальные нормы. Но если героем Лимонова движет ненависть к этому городу, отобравшему его женщину, ненависть к этой ёбаной цивилизации, заставляющей его жить вопреки всем своим представлениям, то герой Багирова искренне восхищён современным мегаполисом и "выучил топонимику этого города лучше многих москвичей ©". Автор словами своего героя признаётся в любви к любимому городу со страстью превышающей признания в любви к любимой женщине. При этом текст "Гастарбайтера"содержит многочисленное описание жилищных условий в которых пришлось жить герою. И когда герой в очередной раз оказывается в какой-нибудь “уютной двушке", то он так доволен и так радастно "виляет хвостом", что создаётся полное впечатление, что он испытывает удовольствие значительно превышающее половое. Как-то это выпадает из образа человека с тонкой душевной организацией, знатока музыки и ценителя всего прекрасного. Согласитесь, что по-меньшей мере странно услышать от человека готового ради внутренней свободы жертвовать очень многим, в том числе и стабильным доходом, сведущее - "До приобретения квартиры в Москве, конечно, было ещё очень далеко, но перспектива уже хотя бы просматривалась. ©"
И Эдичка Лимонова и герой Багирова с презрением относятся к "белым воротничкам" - в "Гастарбайтере" язвительная насмешка над тусовкой офисных менеджеров одно из самых сильных мест в книге. Но если Эдичка прямо говорит о том, что он подонок и если его слова адресованные билдингам вокруг "Я ебал вас всех, ебаные в рот суки! Идите вы все на хуй! ©" в контексте повествования проникновенны и органичны, то герой Багирова отчаянно стремится выбиться в люди, старательно используя все возможности для этого, не брезгуя откровенным наебаловом в агентстве недвижимости, понося московских ментов, рассуждая о лимитчиках и осуждая коррупцию московской мэрии. Получается фальшиво и неубедительно. Лучше всего жизненное кредо героя характеризует его же фраза "Пять долларов — невеликая плата за то, что отлично выглядящий и искренне улыбающийся молодой человек на несколько секунд поводит вам по спине чем-то приятно жужжащим, наговорит кучу комплиментов и пожелает на прощание всего наилучшего, пообещав обязательно зайти ещё раз ©"
В результате Багировский главный герой представляет из себя эдакую адаптированную для массовой аудитории производную от Остапа Бендера, с мечтой о московской квартире, вместо сияющего Рио, с простым и предсказуемым Хохлом, вместо чудаковатого Кисы Воробьянинова, с набором банальностей вместо блестящих афоризмов.
Самое большое разочарование оставил выбранный автором стиль подачи материала. В интернетовских текстах у него жесткая, порой жестокая, на грани фола манера изложения, "Гастарбайтер" же написан, тщательно взвешенными, аккуратненько подогнаными фразами. На мой взгляд, та же история с квартирным наебаловом читается гораздо интереснее в виде бесшабашного литпромовского текста http://www.litprom.ru/text.phtml?storycode=275, чем в виде нудно-назидательной главы в книге с неуклюжим оправданием своей деятельности, с очередным штапмом в конце:”Да и что ты вообще делаешь в Москве без денег? Москва, брат, слезам не верит…©”
Именно многочисленные штампы раздражают в книге больше всего. “Жадность сгубила не одного фраера”, “жрать хочется, аж переночевать негде”, “дёшево и сердито” эти и подобные им выражения плюс многократно используемое словосочетание “вынести мозг” превращают текст в удобоваримую, пресную жвачку. Мою чашу терпения переполнило сведущие – “хляби небесные уже окончательно разверзлись”.
Я не знаю, чем вызваны такие метаморфозы. Подозреваю, что всё дело в том что "Гастарбайтер" это так называемый коммерческий проект, когда под некоторую идею выделяются деньги и автор должен их с максимальной эффективностью "отбить". В результате получилось не просто "было дело", а "было дело" c целью срубить бабла. Такая вот "народная книга". У того же Лимонова были совершенно другие мотивы для творчества, очевидно, что он написал свой текст, чтобы избавить себя от того, что терзало его изнутри: "Я любил, как вижу сейчас,- необычайно, сильно и страшно, но оказалось, что я хотел ответной любви. Это уже нехорошо, когда хочешь чего-то взамен. ©" И только потом уже, были долгие поиски издателя в надежде быть опубликованным. В ситуации с "Гасторбайтером" ощущение, что покупаешь не книгу, а идёшь на рок-концерт, столько вокруг этого дела тщательно выверенной шумихи и рекламы.
Что же в итоге? Я нахожу, что "Гастарбайтер" читается и читается не без интереса, ибо в книге речь идёт о не выдуманных историях, а о пережитых реальных событиях в достоверности изложения коих сомневаться не приходится. И очень жаль, что говорить о книге, как о художественном произведении не представляется возможным.


Теги:





0


Комментарии

#0 11:31  11-07-2007Эдуард Багиров    
Ничего иного от человека со столь серьезной мордой я ожидать и не мог, гыгы.

Теперь по теме. Москву я реально люблю. Но о жилье здесь не "мечтаю", и "в люди выбиться" не стремлюсь. Мне похуй до этого. Дело в том, что я пытался в некоторых моментах вывести некий усредненный образ приезжего. А так как не являюсь профессиональным литератором, некоторые моменты получились не особенно складными.

Про "вынести мозг" вы блять уже все сами мне вынесли мозг, гыгы. Уверяю, что если бы слово "вынести" было бы заменено словом "ебать", то многократных повторений никто бы и не заметил.

А насчет стиля подачи - ну извини, я прекрасно знал, сколько народа прочтет мой высер, и среди них будут даже дети. Поэтому маргинальщины и мата избегал целенаправленно. А без него длинных текстов я отродясь не писал. Посему - что выросло, то выросло.

Такая вот хуйня.

#1 11:38  11-07-2007Вечный Студент    
неплохо так, да
#2 11:49  11-07-2007Плевакер    
Прочитал несколько глав Гастарбайтера и чесно скажу бросил, ибо подобных историй и куда хлеще слышал предостаточно. Сравнивать Лимонова и Багирова мне не пришло бы и в голову - разные у них пока уровни. Однако, я считаю публикацию Гастарбайтера несомненным успехом автора, это очевидно.
#3 12:04  11-07-2007Арчибальд Мохнаткин    
На мой взгляд весьма достойный труд.Однако вызывает сомнение корректность сравнения героев и уж тем паче авторов,слишком разные социальные условия,да и вообще уровни развития общества во всех сферах и проявлениях.Выражаясь технически-факторы,влияющие на результат исследования,несопоставимы.
#4 12:13  11-07-2007sorotoga    
ни тарапитесь...выйдет и сборник криативоф..всему свае время..главнае начать..
#5 12:24  11-07-2007HЕФЕРТИТИ    
Я всегда, говорила, что чекист Меркадер дотошный и проницательный тип и с почти всеми его оценками я вунуждена согласиться. Данный "весьма достойный труд" не исключение.

Но сравнение Лимонова и Багирова, как справедливо отмечено выше совершенно не уместно.

#6 12:27  11-07-2007HЕФЕРТИТИ    
Хотя, если вспомнить, что когда Лимонов писал своего "Эдичку" он вообще был никому не известен, то возможно Меркадер прав.
#7 12:33  11-07-2007Мимикрия    
Действительно неуместное сравнение (видимо, из-за имен). Критика, в основном, справедливая. Но ведь это первый блин, да и то не комом, а с катышками.
#8 13:25  11-07-2007Илья Волгов    
Ну хуй знает. Насчет штампов.. по-моему, есть такие вещи, над которыми просто необходимо пояснить "жадность фраера сгубила". Именно так. Можно конешна озвучить мысль по-своему, но тогда не всем из стотысячных читателей будет понятно.

Сфинкс правильно сказал насчет стиля подачи. Аудитория большая и все разные. Да и ваще без мата всякого можно обойтись, когда тебя столько читают. Даже нужно наверное..

А Лимонов просто злобный старикашка-опёздл, мое такое мнение. Не читал его и читать не буду.

#9 13:44  11-07-2007гэбэльс    
согласен с афтаром на 100.

Гастарбайтер написанный в стиле Сфинкса со всеми "вертел я нахую" был бы вразы интереснее и нипабаюсь -

"художественно ценнее"

но тиражей в сто тыщ канешно не было бы

#10 14:06  11-07-2007ЙП000    
оргументировано
#11 14:35  11-07-2007саня гелин    
Очень правильный разбор. Согласен во всем.


Только зря Сфинкс оправдывается - иже писахъ (опубликовахъ)-писахъ. И поверить в его коммент к Рамону, что ему нравится спать в подворотне (у друзей, в гостях, в помойке, в офисе, в машине - на выбор) очень сложно. А уж про выбиться в люди, когда потрей евонный показали по всем каналам с подписью Эдаурд Багиров, писатель, и того сложнее.


Выбился, выбился и квартиру купил - это нормально. Другой базар, сможешь ли не плевать через губу после этого? У многих не получалось...

#12 14:35  11-07-2007Хмырь    
Ах, Меркадер, ай да сукин сын! Все правильно сказал.
#13 14:55  11-07-2007Федор Михайлович    
Cфинкс

11:31 11-07-2007

А насчет стиля подачи - ну извини, я прекрасно знал, сколько народа прочтет мой высер, и среди них будут даже дети. Поэтому маргинальщины и мата избегал целенаправленно.


Думаешь прочетавшие Гастарбайтера дети на литпром не заглянут чтоб ближе с творчеством любимого песателя познакомицо. Гыг

#14 15:06  11-07-2007DACHNICK    
и среди них будут даже дети. -это кстати про Волосатое Гавно)))


А чо наманый взгляд на книгу. Молодец автор.

Никто и не ожидал что первая книгна выйдет как прям у Бориса Акунина, повторюсь многим приятно что человек которого мы знаем, литпромовец, на пол москвы развешан в плакатах.

#15 16:24  11-07-2007Рыба    
Люди, которые не делятся с окружающими своим богатым внутренним миром, уже за сам этот факт заслуживают благодарности(с)Чуркан
#16 16:40  11-07-2007Голый Вася    
Мой камент из ЖЖ афтара нащод книги:


Вчера прочел твой бух, наконец, не прошло и полгода. Пару ласковых на сей пердмет. Стиль живой, читается действительно лехко. Порадовали несколько высокорезонансных (с), но ровных диалогов на межэтнические темы, а также прогоны черножопых персонажей (ржал до слез!). Безусловно, узнаваемые ситуации, места, типажи. Достоевского ты, может, и не четал (песдишь наверно?), но явно четал Марию Ремарк (всежтаки сильная была тетко!) - герой, конечно, не доктор Равик (у того квалификация повыше), но алкоголь хлещет нонстоп и по любому поводу ("я выпил еще стакан виски и вышел" - часом не гранёный стакан на посошок хлопнул? гыгы) и любит кальвадос (куда ж без него).


Еще порадовало твоё искреннее влечение к России (Слава России!) - со всеми её ВОНЮЧИМИ "бабками", "полусгнившими провинциальными дырами Золотого кольца", "подъездами в Питере", московскими "гетто-Бирюлево", мусорами, мэрией и пр. и пр. Иной раз это слово по 2 раза на развороте находишь - видать правда, что любят всетки вопреки. А осознают свою любовь исключительно будучи униженными, оскорбленными и вдобавок ограбленными (по крайней мере из книги я уловил именно такую метафизику любви если не к стране, то к своему городу точно).


Финал хорош. А если решение героя именно так распорядиться баблом входит в те самые 90% автобиографичности, то сымаю шляпу, рубаху и пр. Пиши еще, пусть Е. Алиев еще покочевряжится (если битой мозги не отшибло).

#17 16:56  11-07-2007Голый Вася    
а каментить-то текстик этот люди бздят..хехе


"страшно стрелять в спину дьяволу. а вдруг промахнешься" (ц) the usual suspects

#18 17:06  11-07-2007Лев Рыжков    
"Гастарбайтера" пока не читал. После ознакомления с рецензией желание прочитать книгу не пропало, а, наоборот, усилилось. Значит, зачот.
#19 18:00  11-07-2007Sgt.Pecker    
Савенко не читал,потому,что он пидарас и не буду,потому,что он теперь с Каспаровым и всё равно пидарас.А Багирова читал,за 4,5 часа асилил,похуй художественная ценность,мне было интересно,что же это за личность Сфинкс,вкатившая мне бан на Рождество.

И это его крео мне понравилось,потому как о такой своей Москве я и не подозревал,так как москвич в хуй знает каком поколении и ни с чем таким,описанным в креативе, не сталкивался. За это Эдику благодарность и зачёт.Просвятил хуле.

#20 21:19  11-07-2007убит    
каг фсигда-пездато.зачет
#21 21:26  11-07-2007Непохуано Сомбреро    
Не то надо сравнивать, и совсем не то критиковать, афтор. Ляпов в книге вагон, но большинство из них - это противоречия в разных главах заявленных героем утверждений, очень сильно бросающиеся в глаза.
#22 01:09  12-07-2007про заек    
спасибо. пропало последнее желание знакомиться с "га". экономия в хозяйстве. можно лишний раз попить пива в приятной компании, чем читать сфинкса.
#23 14:05  12-07-2007Гармонист    
Правильно оценивать папку Сфинкса на литпроме или удавкоме, то, что написано для интернет аудитории интернет аудиторией, правильно - оценивать текст Багирова, если ты юзер книг в мягком переплёте, неправильно - оценивать текст Багирова в переплёте, если ты читал Сфинкса в сети.


Короче, вроде и рецензия, а вроде и полное ненужное дрочево.

#24 17:19  14-07-2007Котя    
отличный обзор.

"В результате Багировский главный герой представляет из себя эдакую адаптированную для массовой аудитории производную от Остапа Бендера, с мечтой о московской квартире, вместо сияющего Рио, с простым и предсказуемым Хохлом, вместо чудаковатого Кисы Воробьянинова, с набором банальностей вместо блестящих афоризмов."

так я и думал.прочитаю лучше еще раз золотого теленка тогда.

#25 02:33  18-07-2007ABCent    
Книга не нервировала своей "дерганостью",экшеном и прочей стандартной мудатенью(матом в том числе-его ща модно везде сувать,по поводу и без поводу,ЛИТПРОМ-это отдельный разговор,здесь дышат без цензуры).

Думаю,что Сфинксу в дальнейшем творческом пути нужно придерживаться именно такого стиля повествования.Спокойным,рассудительным,ироничным стилем написания,но,опять же таки,без фанатизма и самонаслаждением не заниматься.

И это будет его коньком! Я читал-отдыхал.И без экшена-хотелось читать дальше.

#26 07:41  18-07-2007tarantula    
Очень интересный текст. Спасибо.Стилизованная "серьезность" не смущает.


Не продуктивны, мне кажется, оценки при сравнении героев:хуже-лучше. Это просто два разных типа непримиримой социальной агрессии, разные векторы.Герой Лимонова - уничтожить этот мир (или себя, если с миром не получается).

Герой Багирова - овладеть этим миром (но вектор саморазрушения тоже просматривается).


Кстати, оба автора делают социальные успехи во многом благодаря своему искреннему нонконформизму.

#27 11:38  18-07-2007Голый Вася    
tarantula


нащод сосияйных узбеков - оч точно.

Согласен с автором по поводу стиля - разве можно избегать мата и маргинальщины, если пишешь про маргинала, про гастарбайтера, бляха-муха! Старнно, что Алиев еще в косметический салон не ходил.
#29 21:40  13-01-2010Ванчестер    
На мой субъективный взгляд больше общего с "Гастарбайтером" у другой книги Лимонова "Подросток Савенко". Любовь к спиртному, творчество, криминал- вот основные точки соприкосновения. Правда, герой "Гастарбайтера" Алиев, в отличие от Савенко, не совершает поступков столь явно противоречащих Уголовному кодексу, как Савенко, по крайней мере на страницах книги. К тому же Багиров категорически не приемлет гомосексуализм, а Лимонов в "Эдичке" активно рекламирует собственную бисексуальность, видимо как средство дешевого эпатажа. "Гастарбайтер" понравился, в биографии Алиева и моей много общих моментов. Написано правдиво, но несколько схематично.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
похожи были члены наши
в безбашенные годы на…часы
с кукушкой, что на стенке машет
башкой и о гормонах голосит.
Подтянуты в сатин яички-гири,
кукушка круглосуточно бодра…
Так что же мы сейчас угомонили
ход шестеренок и "шатер с утра"?...
* Эти строки я посвящаю прекрасному русскому поэту Парку, чьи стихи я читаю с каким-то особенным чувством тревоги и недоумения. Люблю его творчество, и вдохновляем оным.


Петро Залупа - тот о ебле,
Клифт пишет только про бухло
И только Парк, художник бедный -
Парк пишет разное говно

О чём он пишет - неизвестно,
Зачем он пишет - не пойму
От этих мыслей, мыслям тесно,
Он загоняет их в тюрьму

Возможно он и малый славный,
Возможно - интеллектуал
Своей поэзией п...
12:21  30-11-2024
: [7] [Критика]
Русскому поэту Петро Залупе, посвящается


К зиме чем ближе, вспоминаю,
Твои ужимки и хи-хи
Сидим и пьём, а я читаю
Петрозалупины стихи

Ты пьёшь тяжёлыми глотками,
А я вино цежу как мёд,
Стихи ты внемлишь потрохами -
Рукою трогая живот

А солнце жарит в поднебесье,
И прахом полнялся черты
"Петро Залупа пишет песни!...
Априорная предпосылка, что существует некая общечеловеческая литература ошибочна. Предположение о том, что с помощью литературы можно преодолеть свою ограниченность и войти в семью "цивилизованных народов", ещё более ошибочно. Альтернативный, философский взгляд, касающийся литературы: истина литературы всегда является национальной, частичной и динамичной....
18:22  05-10-2024
: [8] [Критика]
...