Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Кино и театр:: - С. Урсуляк: на этот раз — «не судьба»?..

С. Урсуляк: на этот раз — «не судьба»?..

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 08:46  19-10-2012 | norpo | Просмотров: 941]
(Первые впечатления о сериале «Жизнь и судьба»)
Неизбежное «имхо»: на этот раз имхо Сергей Урсуляк и компания создали нечто вроде анти-«Ликвидации». Просто опровергли самих себя прежних (с ущербом для рефутации) потому, что «так надо» («заказано»).

«Заказано» (в данном случае — запрещено) им было не ходить в глубины одного из самых важных наших романов 20 века, не ходить принципиально, последовательно. Нашлось тотчас и объяснение: по мысли Э. Володарского (сценариста), Василий Гроссман — не любит свою страну. А надо бы, чтоб любил — и именно так, как считают это необходимым даже не Урсуляк, Володарский и проч., а те, против кого, собственно, и был направлен текст романа — коловращатели «Системы», как я ее называю.

Напомню, что под «Системой» в романе выступает любой вид тоталитаризма, основанный на попрании человека, даже если и конкретные исторические проявления этой «Системы» сражаются между собой (в данном случае — сталинизм и нацизм).

Гуманист Гроссман чуть ли не первым из советских писателей сказал, что Система отношений государства и общества, человека и государства, какой она сложилась в России и существует здесь уже 1000 лет, антинародна и антинациональна, потому что основана на рабстве и изничтожении лучших и естественном отборе в пользу худших. Ясное дело, каков будет результат такого отбора (смотри в окно).

Мне кажется, именно это, а вовсе не знак равенства, который Гроссман поставил между «нами» и «фашистами», так встревожило в свое время М. Суслова и всю ту «проклятую касту» (И. Сталин), с которой этот самый Сталин тоже не в силах был справиться (что в романе, кстати, очень наглядно показано).

Урсуляк и Володарский полностью убрали сцены в гитлеровском концлагере (где, напомню, и приходит к одному из героев озарение насчет фашистской сути сталинской «Системы»). «Плохие» номенклатурщики в сериале сохранены, но поданы так, как подавали в советских фильмах поганых царских чинуш — как явления узко конкретного времени, давно прошедшее, изжитое.

Сериал Урсуляка вообще очень «советский», то есть в сегодняшнем контексте постмодернистский, полный визуальных и смысловых цитат из наших старых фильмов. Кажется, и актеры, обычно играющие здесь превосходно, всё же «играют», вспоминают советские характеры когдатошнего кино. Ну, в лучшем случае, поминают дедушек и отцов. (Исключение — молодая актриса, играющая Катю: вроде бы простенькая, «никакая», масочная ролька, но девушка всегда неожиданна и всегда абсолютно точна. Зацените!)

В результате получился очень добротный, но вполне обычный и где-то почти скучноватый сериал нашенских 00-ых. Почему же полюбили так «Ликвидацию»? Да потому что там были соблюдены три главных условия подключения сегодняшнего зрителя к давно ведь отшумевшей и полузабытой уже эпохе: острый сюжет (здесь его нет, всё эпически широко и несколько водянисто), яркие, правдивые характеры (здесь такое больше сыграно, чем явлено) и важный для нашего времени смысл (его здесь нет вовсе, он сознательно выброшен). Конечно, и там, в «Ликвидации», Урсуляк под конец слетел в простой боевик, следуя предрассудкам жанра. Но здесь, оставаясь вроде б на полном серьезе все время, он только этим предрассудкам и следует.

Система может натянуть вожжи, и вот вам опричнина или 37-й, может отпустить их, и вот вам 1861 или 1991, но, мимикрируя и лавируя, она остается праздником, что всегда с тобой, — с нами со всеми, увы! Поэтому, когда в конце сериала девочка бежит к родителям (ребенок всегда есть символ «светлого завтра», абсолютно шаблонный кадр!), мне хочется отмотать пленку назад.

Девочка, вот твое будущее! А теперь беги…






Теги:





1


Комментарии

#0 12:23  19-10-2012СОФР    
годная рецензия
#1 12:25  19-10-2012Лев Рыжков    
Сериал, конечно, старательный такой, навевает грусть-печаль. Но с автором соглашусь. Кастрировали роман-то, обезопасили.

Девочка Катя действительно - чудо как хороша))
#2 12:30  19-10-2012Hunter    
А диалоги тут такие же, как в Ликвидации?

Если нет, то и смотреть незачем.
#3 12:32  19-10-2012Лев Рыжков    
Больше молчат под пронзительную музыку))

Внутренних голосов много - типа мысли героев.
#4 12:37  19-10-2012Кирилл Глен    
Россия начнет каяться за сталинизм сразу после того, как Израиль покается за Содом и Гоморру
#5 13:33  19-10-2012метеорит    
Музыка в ЖиС утомила, кстати.



а Лике Нифонтовой хоть бы прическу поменяли после Ликвидации, а то типа оппа! приковыляла Нора с чемоданом Фимы
#6 13:34  19-10-2012метеорит    
евреи опять же выставлены как самые пострадавшие
#7 15:41  19-10-2012ITAN KLYAYN    
книгу не четал,кено не сматрел,надо скачать,а то реклама достает...
Ну так себе кино. Пересматривать как Ликвидацию или МВИН желания ни разу не возникнет.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
11:15  24-11-2016
: [28] [Кино и театр]
Питерская коммуналка. Скажем, конец восьмидесятых.
За столом сидят двое – мать и дочь.
Обе в распахнутых пальто и зимних сапогах.
Они смеются и прямо пальцами вылавливают из скользкого кулька, лежащего тут же на столе, холодные солёные огурцы....
09:26  11-11-2016
: [17] [Кино и театр]
Шестирукая бабища с сиськами из силикона,
В стрингах из змеиной кожи и с ружьем наперевес,
След берет Иуды Кришны – всем известного гандона,
С рыжей и бесстыжей рожей,
Возбуждая интерес
У толпы многоголовой, многорукой, многоногой,
Именуемой кем надо - «потрясающий народ»,
А народ поверив снова жизни лучшей в жизни новой
Ждет, когда застрелит гада эта бестия вот-вот....
11:21  09-11-2016
: [4] [Кино и театр]
Действие происходило на сцене большого театра. Не того Большого, легендарного с позолотами люстр и красочными декорациями, где блистали звезды оперы и балета, а просто большого, по размерам. Люстры с декорациями были и здесь, но далеко не золоченые и красочные, тем не менее они подкупали своей естественностью, люстра походила на солнце, а декорации были словно собраны по кусочкам со всех уголков страны, с видами больших и малых городов, бескрайних полей и заснеженных тундр....
13:14  07-11-2016
: [4] [Кино и театр]
ПОЭТ

По дороге на студию Вадим за баранкой был угрюм, на шутки товарищей не реагировал. Съемочная группа возвращалась с очередного редакционного задания – снимали сюжет на сахарном заводе....
20:59  01-11-2016
: [11] [Кино и театр]
"здесь и сейчас" - это тонкой иглы остриё.
или вниз со шпиля, или проткнут нАсквозь.
это фокус.., такой себе хитрый приём -
самого себя разглядеть под маской.
не такой, как все... таких, как ты сотни.
выпадаешь в осадок города, и где-то на самом дне
ставишь лета тавро, чтобы никто не отнял,
чтоб запомнить, как живое небо горело в огне....