Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Кино и театр:: - Алексей Герман

Алексей Герман

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 16:45  24-02-2013 | Na | Просмотров: 820]
Италия простилась с Феллини немножко по-театральному: гроб стоял на фоне задника в виде неба и облаков, а осеняли его карабинеры в этой чуть цирковой форме, которая у нашего, во всяком случае, зрителя навек ассоциируется с Пиноккио и чем-то зловеще веселым. Что ж, Феллини сказку свою творил. Ничего более антисказочного, чем кинематограф Алексея Германа-старшего, представить себе невозможно. Потому что всю жизнь он воевал не с мифом нашего предыдущего режима, как диссиденты, и тем паче не защищал этот миф — он просто почувствовал, что время мифа прошло, и сбросил бремя мифа с себя. И делал, все, чтобы зритель сделал то же самое. Отсюда эта одержимость правдой плотской, физиологической, отвратительной и трагической.

Для меня самым сильным впечатлением стали его «Мой друг Иван Лапшин» и «Хрусталев, машину!» Причем, сдается мне, это как бы один фильм, дилогия о трагедии страны в 30 — 50-е гг., о трагедии даже не сталинизма самого по себе (сталинизм — лишь конкретная историческая форма), а о беде России, которая ей на роду написана, то есть, неизбежна, и которая повторяется с ней и в ней с настойчивейшей периодичностью, как заклятье. В фильмах о войне Герман, по его словам, призывал пожалеть простого русского человека. В этих же «мирных» картинах он, «посверкивая циркулем железным», замкнул русского человека в такой непреодолимый круг судьбы, что после них остается сделаться кротким, как все понявший, со всем простившийся человек.

В его фильмах, а в «Лапшине» особенно поражает абсолютная безбытность. Кажется, герои ленты живут на жердочках, на какой-то этажерке, выставленной посреди бескрайней степи. Топос дома возникает в самом конце, и этот дом — бандитская «малина», из которой «менты» выкуривают, выжигают все это бандюковое отребье. Но черт подери, торжествующий вроде в финале порядок с постовым у входа в парк культуры и отдыха трудящихся выглядит пикником на кладбище, хрупеньким маскарадом.

Во втором фильме, «Хрусталев, машину!», дом вроде есть, он построен эпохой, но это бескрайняя, лабиринтообразная, на табор похожая генеральская квартира, в которой по тем временам имеется все кроме покоя, уюта и того, что принято считать принадлежностью, главным свойством семейного гнезда. Гнезда упразднены. «Хрусталев, машину!» — это образ бескрайнего пространства, это страна, пространством своим подавившаяся, захлебнувшаяся, вечно мчащаяся к несбыточной цели. И только главный герой осознает, что мчаться-то бессмысленно, что все это — бег белки в колесе. И он, изнасилованный и раненый, и прощенный и вновь вознесенный, вырывается из этого колеса в никуда, в бомжи. Едущий на дрезине, что ли, с освобожденными лагерниками экс-генерал ставит на лысину себе стакан с какой-то градусной дешевенькой дрянью и замирает, как тот же памятникообразный постовой в конце «Лапшина». Новая остановка в пути? И куда она развернется, в какое неизбежное на Руси неожиданное, но всегда трагическое ведь пространство? Таких рифм в обеих лентах, уверен, наберется просто демонстративно много.

Они, возможно, и ненарочны: Герман остается во власти определенного круга тем и образов, смысловых лейтмотивов — того, что мы высокопарно именуем «планетой» данного гения.

Герман ушел, но жизнь, о которой он сказал нам так много неутешительного, поставила не точку, а запятую. Мы с нетерпением ждем его «Трудно быть богом» — ждем как обобщения уже не о судьбе России, а о судьбе человечества, почему и взята за основу фантастика.

Я не уверен, что Герман — режиссер «завтра», как написал о нем Андрей Плахов. И завтра, и послезавтра люди не откажутся от удобных им мифов. И чем больше будет испытаний, тем гуще станут утешающие и возвышающие нас многочисленные обманы — просто форму изменят, станут внешне правдоподобнее или, наоборот, изощрятся до полнейшей грезы. Важно, что Герман останется, как все подлинное в искусстве. Останется как художник в общем-то для немногих. Но все остальные — «творцы», в первую очередь — будут вынуждены считаться с его присутствием.

24.02.2013





Теги:





-1


Комментарии

#0 16:54  24-02-2013Ч.Ч.    
хуйню человек снимал. проверка на дорогах ещё туды сюды -остальное в топку.

помер и слава богу.

храни господь душу его.
#1 16:56  24-02-2013Илья ХУ4    
всегда читаю этого автора
#2 16:56  24-02-2013Na    
«Хрусталев, машину!» - замечательная картина.
#3 17:00  24-02-2013Ч.Ч.    
хрусталёва поди уже сыног снимал

ничо примечательного
#4 17:20  24-02-2013Гусар    
Я не поклонник. Ну, если только Проверка на дорогах - пойдет.
#5 15:40  25-02-2013дважды Гумберт    
для туземного населения оккупированной России Герман чересчур неудобен и сложен. гораздо ближе и понятнее Тарантино, Бен Аффлек, сестрички Вачовски. а для молодёжи - Тёплые тела в самый раз
#6 12:19  26-02-2013bjakinist.    
Мы еще не расчухали Германа-ирониста. Ведь тот же хрусталев его - чисто гротеск с очень жесткой иронией. Все люди - клоуны там.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
11:23  21-02-2017
: [0] [Кино и театр]
* * *
Толпа ревёт
У театрального подъезда,
Она идёт, как
К алтарю идёт невеста,
И, наслаждаясь
Впечатлением мужчин,
Она блестит, как
Ювелирный магазин.
Свет рампы гаснет,
Но она ещё зевает,
Кораллы губ
Улыбки жемчуг прикрывают,
Она следит, как припоздавший
Фраерок
Берёт для дамы в гардеробе
Номерок....
15:27  13-02-2017
: [5] [Кино и театр]
* * *
Вы нелюдимы? Ха!
Да что вы знаете о мизантропии?!
Почти не вижу людей. Иногда брожу по улицам ночью, пересчитывая фонари и далёкие звезды. По стенам домов сияют туманно-светлые окна.
Они горят, как глупые светлячки, неосознанно привлекая моё внимание....
09:19  10-02-2017
: [10] [Кино и театр]

Голос за кадром: Все началось с того, что мне позвонил Томер, мой бывший одноклассник и большой балбес. Томер наговорил кучу несуразностей, в разговор то и дело вклинивались чужие голоса, и я послал его куда подальше так как был уверен, что он или пьян, или потерял телефон и разговор ведёт незнакомый мне человек....
12:52  09-02-2017
: [35] [Кино и театр]
По телевизору шёл фильм с железным Арни
там, где он подняв палец вверх опускается в расплавленный металл.
А я вот, помнится, знавал одного парня,
который гвозди в воду забивал.

Едва-едва на конфорке горизонта зажигалась заря,
наш Герой приходил с уверенным молотком
на чёрную реку и вбивал в воду два-три гвоздя
и продолжалось это день за днём....
17:01  31-01-2017
: [14] [Кино и театр]
ТРИ БОГАТЫРЯ
часть вторая.

ТУГАРИН

1.
Здесь позвольте отступленье,
Мой читатель дорогой,
Расскажу про вражье племя,
Мы к которым- ни ногой!

Пострашней, чем ужас ночи
Сатаны богатыри
И над храмами хохочут,
Аж из носу пузыри!...