Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Кино и театр:: - Алексей Герман

Алексей Герман

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 16:45  24-02-2013 | Na | Просмотров: 974]
Италия простилась с Феллини немножко по-театральному: гроб стоял на фоне задника в виде неба и облаков, а осеняли его карабинеры в этой чуть цирковой форме, которая у нашего, во всяком случае, зрителя навек ассоциируется с Пиноккио и чем-то зловеще веселым. Что ж, Феллини сказку свою творил. Ничего более антисказочного, чем кинематограф Алексея Германа-старшего, представить себе невозможно. Потому что всю жизнь он воевал не с мифом нашего предыдущего режима, как диссиденты, и тем паче не защищал этот миф — он просто почувствовал, что время мифа прошло, и сбросил бремя мифа с себя. И делал, все, чтобы зритель сделал то же самое. Отсюда эта одержимость правдой плотской, физиологической, отвратительной и трагической.

Для меня самым сильным впечатлением стали его «Мой друг Иван Лапшин» и «Хрусталев, машину!» Причем, сдается мне, это как бы один фильм, дилогия о трагедии страны в 30 — 50-е гг., о трагедии даже не сталинизма самого по себе (сталинизм — лишь конкретная историческая форма), а о беде России, которая ей на роду написана, то есть, неизбежна, и которая повторяется с ней и в ней с настойчивейшей периодичностью, как заклятье. В фильмах о войне Герман, по его словам, призывал пожалеть простого русского человека. В этих же «мирных» картинах он, «посверкивая циркулем железным», замкнул русского человека в такой непреодолимый круг судьбы, что после них остается сделаться кротким, как все понявший, со всем простившийся человек.

В его фильмах, а в «Лапшине» особенно поражает абсолютная безбытность. Кажется, герои ленты живут на жердочках, на какой-то этажерке, выставленной посреди бескрайней степи. Топос дома возникает в самом конце, и этот дом — бандитская «малина», из которой «менты» выкуривают, выжигают все это бандюковое отребье. Но черт подери, торжествующий вроде в финале порядок с постовым у входа в парк культуры и отдыха трудящихся выглядит пикником на кладбище, хрупеньким маскарадом.

Во втором фильме, «Хрусталев, машину!», дом вроде есть, он построен эпохой, но это бескрайняя, лабиринтообразная, на табор похожая генеральская квартира, в которой по тем временам имеется все кроме покоя, уюта и того, что принято считать принадлежностью, главным свойством семейного гнезда. Гнезда упразднены. «Хрусталев, машину!» — это образ бескрайнего пространства, это страна, пространством своим подавившаяся, захлебнувшаяся, вечно мчащаяся к несбыточной цели. И только главный герой осознает, что мчаться-то бессмысленно, что все это — бег белки в колесе. И он, изнасилованный и раненый, и прощенный и вновь вознесенный, вырывается из этого колеса в никуда, в бомжи. Едущий на дрезине, что ли, с освобожденными лагерниками экс-генерал ставит на лысину себе стакан с какой-то градусной дешевенькой дрянью и замирает, как тот же памятникообразный постовой в конце «Лапшина». Новая остановка в пути? И куда она развернется, в какое неизбежное на Руси неожиданное, но всегда трагическое ведь пространство? Таких рифм в обеих лентах, уверен, наберется просто демонстративно много.

Они, возможно, и ненарочны: Герман остается во власти определенного круга тем и образов, смысловых лейтмотивов — того, что мы высокопарно именуем «планетой» данного гения.

Герман ушел, но жизнь, о которой он сказал нам так много неутешительного, поставила не точку, а запятую. Мы с нетерпением ждем его «Трудно быть богом» — ждем как обобщения уже не о судьбе России, а о судьбе человечества, почему и взята за основу фантастика.

Я не уверен, что Герман — режиссер «завтра», как написал о нем Андрей Плахов. И завтра, и послезавтра люди не откажутся от удобных им мифов. И чем больше будет испытаний, тем гуще станут утешающие и возвышающие нас многочисленные обманы — просто форму изменят, станут внешне правдоподобнее или, наоборот, изощрятся до полнейшей грезы. Важно, что Герман останется, как все подлинное в искусстве. Останется как художник в общем-то для немногих. Но все остальные — «творцы», в первую очередь — будут вынуждены считаться с его присутствием.

24.02.2013





Теги:





-1


Комментарии

#0 16:54  24-02-2013Ч.Ч.    
хуйню человек снимал. проверка на дорогах ещё туды сюды -остальное в топку.

помер и слава богу.

храни господь душу его.
#1 16:56  24-02-2013Илья ХУ4    
всегда читаю этого автора
#2 16:56  24-02-2013Na    
«Хрусталев, машину!» - замечательная картина.
#3 17:00  24-02-2013Ч.Ч.    
хрусталёва поди уже сыног снимал

ничо примечательного
#4 17:20  24-02-2013Гусар    
Я не поклонник. Ну, если только Проверка на дорогах - пойдет.
#5 15:40  25-02-2013дважды Гумберт    
для туземного населения оккупированной России Герман чересчур неудобен и сложен. гораздо ближе и понятнее Тарантино, Бен Аффлек, сестрички Вачовски. а для молодёжи - Тёплые тела в самый раз
#6 12:19  26-02-2013bjakinist.    
Мы еще не расчухали Германа-ирониста. Ведь тот же хрусталев его - чисто гротеск с очень жесткой иронией. Все люди - клоуны там.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
14:26  17-01-2018
: [10] [Кино и театр]
Они поссорились.
Поссорились неожиданно, вздорно, глупо. Некрасиво.
Хотя, даже смешно, - а что, бывают ссоры красивые?
На душе у Комова сразу стало как-то…будто со дна аквариума накопившуюся муть поднял.
Жена демонстративно позвонила подруге, и быстро с ней переговорив, начала собираться на предновогоднюю ярмарку в их микрорайоне....
23:16  16-01-2018
: [27] [Кино и театр]


До ангелов, мы так и не дозрели.
Прости, Господь, но мы всё те же звери
И нам плевать, куда ты нас поселишь —
Дай хлеба нам, и дай кровавых зрелищ!

...
..
.
Она ждала
А поезд всё не шёл.
Он где-то там — застыв на полустанке
Сопел и думал: Как же хорошо
Не видеть крови этой хулиганки


Но каждый год — такие вот дела:
Всё повторяется как эхо камертона;...
Цыгане делают разминочку под бубен
Подпрыгивают, суки, на заказ
Как гадок мир - печален и паскуден!
Я в этом убеждался много раз

Артисты - те ведут себя похлеще
Кривляются, из кожи лезя вон
Им деньги платят, люди рукоплещут,
Приветсвуют плевками из окон

Писатели, поэты - дуралеи
Те думают читают их взахлеб
От этого становятся милее
Их лица как ухмылки сотен жоп

И только лишь один Артем Синицын
Всех благородней, чище, и добрей
Он выебал в вагоне проводниц...
03:58  08-01-2018
: [19] [Кино и театр]
Ах, ножки мариинки...Как же вы длинны
До не доступных звёзд скоплений
По Театральной быстро мимо вы прошли
Свой взгляд успел поднять лишь до коленей
Жара расплавит чёрный сыр- асфальт
Со стройной парой ног дождался встречи
Плевать что от загара в пузырях спина
Пусть до локтей они сотрут мне плечи
....
01:23  02-01-2018
: [9] [Кино и театр]
Жизнь, конечно, била нехуёво,
Но такого я не ожидал:
Мне на днях приснилась Пугачёва,
У меня на Пугачёву... встал.

Вздыбился как в юности ретивой,
Даже одеяло приподнял,
От подобной инициативы
Я покой душевный потерял.

Вроде не застенчивый мужчина,
Но пугает этот ритуал:
Чтобы цинично трахнуть "Арлекино" —
О таком я в жизни не мечтал!...