¬ажное
–азделы
ѕоиск в креативах
ѕрочее

 ино и театр:: - јлексей »ванов: гений места с оговорками

јлексей »ванов: гений места с оговорками

јвтор: bjakinist.
   [ прин€то к публикации 15:30  16-08-2013 | Na | ѕросмотров: 925]
(»ванов ј. ¬. —ердце пармы: –оман. Ч ћ.: ј—“, 2013. Ч 507 с. Ч (ѕроза јлексе€ »ванова)

≈сли вы подумали, что € ошибс€ и что речь в романе идет об италь€нском городе ѕарме и, тем паче, о пармских фиалках Ч то забудьте! ѕарма здесь есть тайга или, точнее, возлеуральска€ часть тайги. ћеста сказочной красоты, но сказочной и суровости. ќднако »ванову и этого мало, он отправл€ет нас в глухоманный 15 век, когда здесь обитали €зычники вогулы (ныне манси Ч привет —об€нину!) и прочие разные племена, а истори€ кра€, всеми, кроме »ванова, забыта€, числила, возможно, даже јтиллу Ч вроде как Ђзвездногої земл€ка автора этой книги?..

Ёто была вовсе не глухомань в древности, это был материк гигантской своеобычной культуры с неожиданными, парадоксальными, на взгл€д нашего современника, св€з€ми. ¬о вс€ком случае, именно здесь дивного чеканного серебра доисламского »рана больше оказалось, чем в самом »ране (привет ѕиотровскому)!

Ќо »ванов, тщательно воспроизвод€ более чем колоритное местное прошлое, вовсе не пишет роман Ћ»Ў№ исторический. »ли, точнее, так: он-то как раз и воссоздает исторический роман, каким замысливали его классики Ч это не авантюрное чтиво дл€ вечных подростков и одиноких дамских сердец, это некий современный эпос, остроактуальный по существу! » прорехи зи€ют там, где автор от этого принципа отступает.

¬прочем, сперва, как положено, краткое содержание. —ередина 15 века. ¬ уральскую парму проникают русские во главе с захудалым кн€зем ≈рмолаем. ќн ставленник московского великого кн€з€, впрочем, мечтает о собственном независимом кн€жестве. Ђ олонизаторыї сталкиваютс€ с местными племенами €зычников. » если перм€ки станов€тс€ союзниками русских, то вогулы во главе с кн€зем јсыкой обрекают себ€ на долгие годы ожесточенной и безнадежной (в конечном итоге) войны с пришельцами. —обственно, весь роман и построен на противосто€нии кн€з€ ≈рмола€ и его сына ћихаила (главного геро€ здесь) с вогульским кн€зем јсыкой. ѕолитическими интригами и военными столкновени€ми дело отнюдь не исчерпываетс€, ведь ћихаил полонен величием и мощью пармы, стихийно он вполне (как, кажетс€, и сам автор) Ч €зычник. ѕротивосто€ние с пармой трагично дл€ него и дл€ его семьи. ¬ романе нет победы лучшего (и, так сказать, исторически Ђпрогрессивногої) над худшим=отжившим. ≈сть победа сильного над слабым, и эта победа так же неизбежна, естественна (природна, можно сказать), как и жестока.

¬о-первых, перед нами вещь редкой художественной кондиции. “ј  впечатл€юще €рко описать схватки и обр€ды может и впр€мь лишьЕ гений.

¬о-вторых, роман необычен дл€ Ђнынешних насї своей эпичностью. ¬ообще-то это его и слабость: не ведаю, почему, но автор мельчит, торопитс€ там, где можно было бы дать роздых себе и читателю, раскатав действо этак тома на два (или подужав уже имеющеес€). ¬ результате лица тесн€тс€ (наруша€ порою и хронотоп?..), и это мешает читателю разделить упорно нав€зываемое автором воспри€тие первых героев романа как персонажей, ставших дл€ их потомков мифом. ƒа, персонажей и впр€мь многовато, иные (женские образы, например) дублируют друг друга. ѕочему и возникает на последней полусотне страниц впечатление, что автор подзадохнулс€ от того объема воздуха, который жадно в себ€ вобрал. »ли его поторопили, или он поторопилс€.

¬-третьих, »ванов обильно использует Ђманк»ї разных жанров, от авантюрного романа до фэнтези, чаще всего удачно, метко. ’от€ и возникает порой ощущение эклектики. ¬едь законы жанра Ч как бы договор с читателем. ≈сли это фэнтези, то € допускаю чуть ли не бессмертие героев, если это реалистическое повествование, то к чему така€ вдруг сказка? ∆анрова€ все€дность автора вообще-то бьет по успеху у читателей. ѕоклонник фэнтези через такое не продеретс€, а высоколобый вс€кую Ђфэнтезийностьї воспримет как пошлость. ≈сть, конечно, традици€ мифологического реализма, но она требует пребывать в некоей монолитности повествовани€, без отступлений в порой почти самодостаточную, пусть и занимательную луи-буссенаровщину.

¬-четвертых, € бы сравнил јлексе€ »ванова в этом романе с ‘.  упером, каким воспринимали его первые читатели. Ќе автор исключительно дл€ подростков, а писатель, давший €зык огромному пласту жизни, этакий √омер прерий Ч почему ѕушкин и назвал его великим.

¬-п€тых (но это главное), самым интересным в романе становитс€ противоборство смыслов, в нем заключенных Чи так досадуешь на перипетии сюжета, если они на это противоборство не работают!

ѕравильно написали ј. √аррос и ј. ≈вдокимов: Ђ—ердце пармыї Ч роман о рождении имперской русской идеологииї. Ўтука лишь в том, что автор знает, чем эта идеологи€ кончила. јлексей »ванов Ч не имперец, а постимперец, ѕричем все симпатии его не на стороне почившей уже империи, а на стороне когдатошних ее жертв. ¬ этом смысле € б срифомвал Ђ—ердце пармыї с балабановским Ђ очегаромї. “ам ведь о том же: осколок империи, мст€щий ее декадансу, но тем самым мст€щий ей как вековой форме угнетени€ своего маленького народа, мст€щий (неожиданно дл€ себ€) самому имперскому принципу.

¬от почему следить за всеми “ј »ћ» перипети€ми в книге безумно интересно, вот почему исторический (пусть и шедеврального в целом калибра) роман дерет нас за нервы. ќн о сегодн€ и завтра всех насЕ

Ќе удержусь и замечу о наболевшем. ћне очень понравилась смела€ антицерковна€ направленность вещи! Ёта нав€зываема€ церковность и впр€мь ведь достала уже.  ак будто Ђчувстваї есть только у верующих, и эти их чувства всенепременно св€заны с благом, достатком и авторитетом именно Ђихнейї церкви, а не собственно с верой, чьЄрт побери! “ак вот, у »ванова как-то церковники показаны фанатиками, властолюбцами и интриганами, особенно епископ »она, прозванный ѕустоглазым не только за прозрачно-светлые глаза, но и за то, что кроме своей веры он ничего не желает знать, не слышит парму.

я бы назвал Ђ—ердце пармыї экологическим эпосом, где экологи€ понимаетс€ максимально широко Ч как защита природного, естественного, противосто€ща€ вторжению того, что по отношению к природе можно назвать Ђантисистемойї.

–оман »ванова убеждает: похороненна€ уже кем-то отечественна€ словесность Ч похоронена пока заживо.

¬ общем, классик среди нас. ћожно остреливать.

16.08.2013



“еги:





0


 омментарии

#0 19:49  16-08-2013јлена Ћазебна€*    
Ќе знаю, вроде бы все правильно, последн€€ фраза лишн€€, конечно, а в общем при€тна€ заказуха.
#1 20:05  16-08-2013bjakinist.    
ћне никто ничего не заказывает, не путайте с панелью, мадмуазЄль!)))
#2 20:08  16-08-2013јлена Ћазебна€*    
“ак бывает, что вроде и честна€ девушка, а выгл€дит как проститутка.
#3 03:09  17-08-2013Atlas    
колюча€ кака€-то рецка...
#4 10:41  18-08-2013bjakinist.    
—очувствую...)))

ј с чего тут "кино и театр, Є-моЄ?!))))
#5 10:59  18-08-2013√ригорий ѕерельман    
почитал € его √еографа намедни

ниху€ он не гений
#6 11:01  18-08-2013√ригорий ѕерельман    
му



јвтор: јбдурахман ѕопов

ћне тридцать шесть лет и иногда € незаметно управл€ю автобусом. ”верен, что незаметно. ѕричЄм, бывает сид€ спиной к движению или сто€ у дверей. Ёто вобще не помеха дл€ мен€. » € не один такой - частенько вижу щеглов которые делают тоже самое. Ќекоторые успевают ещЄ отстреливатьс€ от врагов в окошко. Ёто вам не донкихотные выдумки.  аждый бьЄтс€ с чем может. Ѕез этого пацану нельз€. ’от€ и это бессмысленно - € в жизни не видел не сломленного мужика. Ёто вопрос времени и суммы вс€ческих бед. ¬от посмотрите на мен€ - € трус и идиот. ¬сЄ потому что в детстве увлекалс€ раскрасками. » раскрашивал всЄ исключительно в жЄлтый цвет. я даже дружил с жЄлтым карандашом, мы с ним шептались перед сном. ј потом он отправл€лс€ под подушку и оберегал мен€ там. » он не сберЄг мен€. ѕохоже, мы обманывали друг друга. ј сейчас € выдавлю немного гно€ на ваши глупые головы.



я тут живу в одном районе, в дес€ти минутах езды от центра города. » у нас здесь в больших количествах обитают коровы. Ёто больные на всю голову животные, если кто не знает. » хоз€ева их тоже не в себе. Ќекоторые прив€зывают дощечку с гвозд€ми ко лбу.  оровам, в смысле прив€зывают. ¬ душе не ебу зачем они это делают. Ёто можно объ€снить отча€нной мизантропией, либо € не знаю чем. ¬обще кресть€н не понимаю и презираю. ≈сть тут ещЄ пара пастушков. Ёто дедки на великах. ќни воз€т в багажниках ворованые огурцы и реализуют их по пути следовани€ стада. ≈динственное, что примир€ет со всем этим дерьмом - это запах навоза. Ќу и сами лепЄшки, конечно. Ёти островки жизни нейтрализуют пагубное действие цивилизации. Ѕлизитс€ армагедон. Ќа стороне »исуса коровье говно и рабочий класс, коты, гомосексуалисты, самоубийцы, мужик, что вчера поедал арбуз из мусорного бака, глухонемые, заики, протитутки, шизоиды, цыгане, стол€ры, шахиды, дезертиры и воры, алкаши кл€нчающие у своих матерей на опохмел, женщины с тридцать дев€тым размером стопы, дауны и прочий двуногий шмурд€к. Ќа сатанинской стороне футболисты, пожарники, писатели и жопотр€сы, ветераны афганистана, многодетные матери и доноры крови, политики, батюшки и матушки, предприниматели, автолюбители, светловолосые и оптимисты. я плюю на этих. » плюю на тех. я сам по себе. я -  ат-—амокат. я пустил себе кровь. ѕейте сливки. ’айль √итлер.







это куда крепче
#7 11:06  18-08-2013—терто »м€    
это рецензи€ на »ванова да ?.. разбор полетов и выводы..

..

"возлеуральска€ часть тайги", удивила находчивостью определени€)

#8 11:08  18-08-2013—терто »м€    
√ѕ рулит конечноже.. незаметно так..
#9 11:48  18-08-2013[B_O_T]anik    
#6 - а от чего это ѕопов в последнее врем€ манкирует Ћитпромом
#10 12:01  18-08-2013евгений борзенков    
јнтон ѕопов?
#11 23:51  18-08-2013дважды √умберт    
интересно, почему он, раз такой расс€кой, не пишет жанровую литературу. как пикуль. видно, что-то пинает его изнутри. сам-то € его не читал. и не т€нет
#12 23:55  18-08-2013дважды √умберт    
и кино с этим, который в ночном дозоре играл, тоже чота не прельщает никак
#13 00:01  19-08-2013дважды √умберт    
короче, классический случай. нечитал, но осуждаю за постмодернизм и многословие
#14 13:35  21-08-2013bjakinist.    
ѕерелшьману.

¬ георгафе только одна глава - но очень, остальное гоинво зачем он делал там? Ќо глава - 100 стр.

√ений, потому шта выполз из необ€зательности п-м бла-бла.
#15 13:47  21-08-2013Atlas    
Ћукь€ненко про »ванова написал так:

јлексей, не возвращайс€ в фантастику!

” нас здесь такие же уроды, как и в мэйнстриме.

ƒержи фронт там, где тебе суждено было встать.
#16 17:43  21-08-2013√ригорий ѕерельман    
#14 13:35 21-08-2013bjakinist.



€ не абы что пизжу. читаю его четвЄртую книгу, не счита€ ранней фантастики.

вот резюме: чел умеет писать, когда описывает. диалоги и динамика - ниже уровн€ мор€

а в последней вещи совсем человек попутал, закопавшись в неизвестном. как в €зыке, так и в спонсорах.



ну и да: недоебит автора тупо пугает
#17 21:32  21-08-2013[B_O_T]anik    
Ќе постесн€юсь повторит вопрос к ѕерельману #9, в делах наверно чел., не до шелупони
#18 16:25  13-09-2013Real Drug    
#6 заебись,



а чита€ ивановского географа не мог отделатьс€ от ощущени€, что герои вот вот начнут чудить на манер персонажей сорокинского первого субботника, но они не начали. а жаль.
#19 16:27  13-09-2013√ригорий ѕерельман    
ботаник, он у мен€ на сайте сидит, сво€ рубрека. в делах, но пописывает
#10 12:01 18-08-2013евгений борзенков

јнтон ѕопов?



ќлег.

 омментировать

login
password*

≈ше свежачок
11:15  24-11-2016
: [28] [ ино и театр]
ѕитерска€ коммуналка. —кажем, конец восьмидес€тых.
«а столом сид€т двое Ц мать и дочь.
ќбе в распахнутых пальто и зимних сапогах.
ќни смеютс€ и пр€мо пальцами вылавливают из скользкого кулька, лежащего тут же на столе, холодные солЄные огурцы....
09:26  11-11-2016
: [17] [ ино и театр]
Ўестирука€ бабища с сиськами из силикона,
¬ стрингах из змеиной кожи и с ружьем наперевес,
—лед берет »уды  ришны Ц всем известного гандона,
— рыжей и бесстыжей рожей,
¬озбужда€ интерес
” толпы многоголовой, многорукой, многоногой,
»менуемой кем надо - Ђпотр€сающий народї,
ј народ поверив снова жизни лучшей в жизни новой
∆дет, когда застрелит гада эта бести€ вот-вот....
11:21  09-11-2016
: [4] [ ино и театр]
ƒействие происходило на сцене большого театра. Ќе того Ѕольшого, легендарного с позолотами люстр и красочными декораци€ми, где блистали звезды оперы и балета, а просто большого, по размерам. Ћюстры с декораци€ми были и здесь, но далеко не золоченые и красочные, тем не менее они подкупали своей естественностью, люстра походила на солнце, а декорации были словно собраны по кусочкам со всех уголков страны, с видами больших и малых городов, бескрайних полей и заснеженных тундр....
13:14  07-11-2016
: [4] [ ино и театр]
ѕќЁ“

ѕо дороге на студию ¬адим за баранкой был угрюм, на шутки товарищей не реагировал. —ъемочна€ группа возвращалась с очередного редакционного задани€ Ц снимали сюжет на сахарном заводе....
20:59  01-11-2016
: [11] [ ино и театр]
"здесь и сейчас" - это тонкой иглы остриЄ.
или вниз со шпил€, или проткнут нјсквозь.
это фокус.., такой себе хитрый приЄм -
самого себ€ разгл€деть под маской.
не такой, как все... таких, как ты сотни.
выпадаешь в осадок города, и где-то на самом дне
ставишь лета тавро, чтобы никто не отн€л,
чтоб запомнить, как живое небо горело в огне....