Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Кино и театр:: - Алексей Иванов: гений места с оговорками![]() Алексей Иванов: гений места с оговоркамиАвтор: bjakinist. (Иванов А. В. Сердце пармы: Роман. — М.: АСТ, 2013. — 507 с. — (Проза Алексея Иванова)Если вы подумали, что я ошибся и что речь в романе идет об итальянском городе Парме и, тем паче, о пармских фиалках — то забудьте! Парма здесь есть тайга или, точнее, возлеуральская часть тайги. Места сказочной красоты, но сказочной и суровости. Однако Иванову и этого мало, он отправляет нас в глухоманный 15 век, когда здесь обитали язычники вогулы (ныне манси — привет Собянину!) и прочие разные племена, а история края, всеми, кроме Иванова, забытая, числила, возможно, даже Атиллу — вроде как «звездного» земляка автора этой книги?.. Это была вовсе не глухомань в древности, это был материк гигантской своеобычной культуры с неожиданными, парадоксальными, на взгляд нашего современника, связями. Во всяком случае, именно здесь дивного чеканного серебра доисламского Ирана больше оказалось, чем в самом Иране (привет Пиотровскому)! Но Иванов, тщательно воспроизводя более чем колоритное местное прошлое, вовсе не пишет роман ЛИШЬ исторический. Или, точнее, так: он-то как раз и воссоздает исторический роман, каким замысливали его классики — это не авантюрное чтиво для вечных подростков и одиноких дамских сердец, это некий современный эпос, остроактуальный по существу! И прорехи зияют там, где автор от этого принципа отступает. Впрочем, сперва, как положено, краткое содержание. Середина 15 века. В уральскую парму проникают русские во главе с захудалым князем Ермолаем. Он ставленник московского великого князя, впрочем, мечтает о собственном независимом княжестве. «Колонизаторы» сталкиваются с местными племенами язычников. И если пермяки становятся союзниками русских, то вогулы во главе с князем Асыкой обрекают себя на долгие годы ожесточенной и безнадежной (в конечном итоге) войны с пришельцами. Собственно, весь роман и построен на противостоянии князя Ермолая и его сына Михаила (главного героя здесь) с вогульским князем Асыкой. Политическими интригами и военными столкновениями дело отнюдь не исчерпывается, ведь Михаил полонен величием и мощью пармы, стихийно он вполне (как, кажется, и сам автор) — язычник. Противостояние с пармой трагично для него и для его семьи. В романе нет победы лучшего (и, так сказать, исторически «прогрессивного») над худшим=отжившим. Есть победа сильного над слабым, и эта победа так же неизбежна, естественна (природна, можно сказать), как и жестока. Во-первых, перед нами вещь редкой художественной кондиции. ТАК впечатляюще ярко описать схватки и обряды может и впрямь лишь… гений. Во-вторых, роман необычен для «нынешних нас» своей эпичностью. Вообще-то это его и слабость: не ведаю, почему, но автор мельчит, торопится там, где можно было бы дать роздых себе и читателю, раскатав действо этак тома на два (или подужав уже имеющееся). В результате лица теснятся (нарушая порою и хронотоп?..), и это мешает читателю разделить упорно навязываемое автором восприятие первых героев романа как персонажей, ставших для их потомков мифом. Да, персонажей и впрямь многовато, иные (женские образы, например) дублируют друг друга. Почему и возникает на последней полусотне страниц впечатление, что автор подзадохнулся от того объема воздуха, который жадно в себя вобрал. Или его поторопили, или он поторопился. В-третьих, Иванов обильно использует «манкИ» разных жанров, от авантюрного романа до фэнтези, чаще всего удачно, метко. Хотя и возникает порой ощущение эклектики. Ведь законы жанра — как бы договор с читателем. Если это фэнтези, то я допускаю чуть ли не бессмертие героев, если это реалистическое повествование, то к чему такая вдруг сказка? Жанровая всеядность автора вообще-то бьет по успеху у читателей. Поклонник фэнтези через такое не продерется, а высоколобый всякую «фэнтезийность» воспримет как пошлость. Есть, конечно, традиция мифологического реализма, но она требует пребывать в некоей монолитности повествования, без отступлений в порой почти самодостаточную, пусть и занимательную луи-буссенаровщину. В-четвертых, я бы сравнил Алексея Иванова в этом романе с Ф. Купером, каким воспринимали его первые читатели. Не автор исключительно для подростков, а писатель, давший язык огромному пласту жизни, этакий Гомер прерий — почему Пушкин и назвал его великим. В-пятых (но это главное), самым интересным в романе становится противоборство смыслов, в нем заключенных —и так досадуешь на перипетии сюжета, если они на это противоборство не работают! Правильно написали А. Гаррос и А. Евдокимов: «Сердце пармы» — роман о рождении имперской русской идеологии». Штука лишь в том, что автор знает, чем эта идеология кончила. Алексей Иванов — не имперец, а постимперец, Причем все симпатии его не на стороне почившей уже империи, а на стороне когдатошних ее жертв. В этом смысле я б срифомвал «Сердце пармы» с балабановским «Кочегаром». Там ведь о том же: осколок империи, мстящий ее декадансу, но тем самым мстящий ей как вековой форме угнетения своего маленького народа, мстящий (неожиданно для себя) самому имперскому принципу. Вот почему следить за всеми ТАКИМИ перипетиями в книге безумно интересно, вот почему исторический (пусть и шедеврального в целом калибра) роман дерет нас за нервы. Он о сегодня и завтра всех нас… Не удержусь и замечу о наболевшем. Мне очень понравилась смелая антицерковная направленность вещи! Эта навязываемая церковность и впрямь ведь достала уже. Как будто «чувства» есть только у верующих, и эти их чувства всенепременно связаны с благом, достатком и авторитетом именно «ихней» церкви, а не собственно с верой, чьёрт побери! Так вот, у Иванова как-то церковники показаны фанатиками, властолюбцами и интриганами, особенно епископ Иона, прозванный Пустоглазым не только за прозрачно-светлые глаза, но и за то, что кроме своей веры он ничего не желает знать, не слышит парму. Я бы назвал «Сердце пармы» экологическим эпосом, где экология понимается максимально широко — как защита природного, естественного, противостоящая вторжению того, что по отношению к природе можно назвать «антисистемой». Роман Иванова убеждает: похороненная уже кем-то отечественная словесность — похоронена пока заживо. В общем, классик среди нас. Можно остреливать. 16.08.2013 Теги:
![]() -1 ![]() Комментарии
#0 19:49 16-08-2013
Не знаю, вроде бы все правильно, последняя фраза лишняя, конечно, а в общем приятная заказуха. Мне никто ничего не заказывает, не путайте с панелью, мадмуазёль!))) колючая какая-то рецка... Сочувствую...))) А с чего тут "кино и театр, ё-моё?!)))) почитал я его Географа намедни нихуя он не гений му Автор: Абдурахман Попов Мне тридцать шесть лет и иногда я незаметно управляю автобусом. Уверен, что незаметно. Причём, бывает сидя спиной к движению или стоя у дверей. Это вобще не помеха для меня. И я не один такой - частенько вижу щеглов которые делают тоже самое. Некоторые успевают ещё отстреливаться от врагов в окошко. Это вам не донкихотные выдумки. Каждый бьётся с чем может. Без этого пацану нельзя. Хотя и это бессмысленно - я в жизни не видел не сломленного мужика. Это вопрос времени и суммы всяческих бед. Вот посмотрите на меня - я трус и идиот. Всё потому что в детстве увлекался раскрасками. И раскрашивал всё исключительно в жёлтый цвет. Я даже дружил с жёлтым карандашом, мы с ним шептались перед сном. А потом он отправлялся под подушку и оберегал меня там. И он не сберёг меня. Похоже, мы обманывали друг друга. А сейчас я выдавлю немного гноя на ваши глупые головы. Я тут живу в одном районе, в десяти минутах езды от центра города. И у нас здесь в больших количествах обитают коровы. Это больные на всю голову животные, если кто не знает. И хозяева их тоже не в себе. Некоторые привязывают дощечку с гвоздями ко лбу. Коровам, в смысле привязывают. В душе не ебу зачем они это делают. Это можно объяснить отчаянной мизантропией, либо я не знаю чем. Вобще крестьян не понимаю и презираю. Есть тут ещё пара пастушков. Это дедки на великах. Они возят в багажниках ворованые огурцы и реализуют их по пути следования стада. Единственное, что примиряет со всем этим дерьмом - это запах навоза. Ну и сами лепёшки, конечно. Эти островки жизни нейтрализуют пагубное действие цивилизации. Близится армагедон. На стороне Иисуса коровье говно и рабочий класс, коты, гомосексуалисты, самоубийцы, мужик, что вчера поедал арбуз из мусорного бака, глухонемые, заики, протитутки, шизоиды, цыгане, столяры, шахиды, дезертиры и воры, алкаши клянчающие у своих матерей на опохмел, женщины с тридцать девятым размером стопы, дауны и прочий двуногий шмурдяк. На сатанинской стороне футболисты, пожарники, писатели и жопотрясы, ветераны афганистана, многодетные матери и доноры крови, политики, батюшки и матушки, предприниматели, автолюбители, светловолосые и оптимисты. Я плюю на этих. И плюю на тех. Я сам по себе. Я - Кат-Самокат. Я пустил себе кровь. Пейте сливки. Хайль Гитлер. это куда крепче это рецензия на Иванова да ?.. разбор полетов и выводы.. .. "возлеуральская часть тайги", удивила находчивостью определения) ГП рулит конечноже.. незаметно так.. #6 - а от чего это Попов в последнее время манкирует Литпромом Антон Попов? интересно, почему он, раз такой рассякой, не пишет жанровую литературу. как пикуль. видно, что-то пинает его изнутри. сам-то я его не читал. и не тянет и кино с этим, который в ночном дозоре играл, тоже чота не прельщает никак короче, классический случай. нечитал, но осуждаю за постмодернизм и многословие Перелшьману. В георгафе только одна глава - но очень, остальное гоинво зачем он делал там? Но глава - 100 стр. Гений, потому шта выполз из необязательности п-м бла-бла. Лукьяненко про Иванова написал так: Алексей, не возвращайся в фантастику! У нас здесь такие же уроды, как и в мэйнстриме. Держи фронт там, где тебе суждено было встать. #14 13:35 21-08-2013bjakinist. я не абы что пизжу. читаю его четвёртую книгу, не считая ранней фантастики. вот резюме: чел умеет писать, когда описывает. диалоги и динамика - ниже уровня моря а в последней вещи совсем человек попутал, закопавшись в неизвестном. как в языке, так и в спонсорах. ну и да: недоебит автора тупо пугает Не постесняюсь повторит вопрос к Перельману #9, в делах наверно чел., не до шелупони #6 заебись, а читая ивановского географа не мог отделаться от ощущения, что герои вот вот начнут чудить на манер персонажей сорокинского первого субботника, но они не начали. а жаль. ботаник, он у меня на сайте сидит, своя рубрека. в делах, но пописывает #10 12:01 18-08-2013евгений борзенков Антон Попов? Олег. Еше свежачок ![]() На третьем курсе нам на всю группу перепали билеты на балет «Лебединое озеро» в Кремлёвский Дворец Съездов. По 60 копеек за билет. Счастье это нам привалило, потому что в нашей группе Т-3-73 училась Риточка, которая была профоргом курса, и боролась за наш культурный рост....
В Империи Зла, на самом её розовом закате, почти в одно время, в 85 и 87 году, было снято два очень похожих друг на дружку фильма. И в том и в том в главной роли преступники, обое интеллектуалы, культурные. Первый к тому же ещё и скульптор. Обое в подчинении имели не простых и необычных исполнителей....
Тощий, немножко прибитый,
нежно потрёпанный, в ночь папа вернулся с орбиты — Юрий Гагарин, точь в точь. Плакал. Серебряным чубом, словно рукою, махал… Мама сказала, что чудом в Космосе выжил пахан.... ![]() три лингама из стекла
два фланелевых крыла часть харонова весла то есть лопасть в общем - кучу барахла от святынь и до бухла что культура нанесла сброшу в пропасть сразу стану туповат счастлив может и богат и пожалуй даже мат выброшу из речи мой умишко выйдет в сад где пугая словом Ад рептилоид грустный гад свиньям бисер мечет.... Эти твари буквально соткались из того апрельского тумана, которым был окутан, словно дымовой завесой, тот СНТ в который нас теперь уже невесть каким хером занесло. Они двигались медленно и их шатало, словно пьяных. На лицах, у тех, у кого лица ещё сохранились и не были затронуты разложением, застыла чудовищная гримаса смерти....
|