Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее

Кино и театр:: - Колючий «Лавр» Е. Водолазкина

Колючий «Лавр» Е. Водолазкина

Автор: bjakinist.
   [ принято к публикации 15:19  06-01-2014 | Na | Просмотров: 906]
(Водолазкин Е. Лавр. Неисторический роман. — М.: АСТ, 2013. — 440 с.)

«Неисторический роман» Евгения Водолазкина улаврился сразу тремя престижными литературными премиями за прошлый год.

Скажу сразу: «Лавр» — текст, отношение к которому меняется на протяжении всего чтения. Житие главного героя Амвросия-Устина-Лавра, целителя, экстрасенса, святого отшельника и жителя русского 15 века, само по себе вряд ли увлечет читателя, особо не задвинувшегося на православии или родимом средневековье.

Правы те, кто обвиняют автора в слабоватом именно авторском темпераменте, этой по-Толстому «энергии заблуждения», которая должна и меня, читателя, подхватить, вынеся на просторы придуманного мира.

Скучновато брести за героем повествования, прежде всего, потому, что характер Амвросия-Лавра, вопреки смене им имен и поворотам почти авантюрного сюжета, практически недвижим. Раз и навсегда перед нами праведник, которого бог и люди испытывают на прочность. Невольно угробив горячо любимую жену и ребенка, он посвящает ей свою жизнь, подвиг смирения, духовного самосовершенствования и служения людям. И такая тоска смертная накатывает на приунывшего от чужой и чуждой духовной чистоты читалу, что не раз возопит он: «Да ты хоть разок усомнись, хоть разик взбунтуйся, сволочь! Айболит несчастный! Не экспонат же ты музейный, черт тебя задери!..»

Не подумайте, правда, что перед нами скрытая («от противного») церковная пропаганда. То, что праведник Лавр просит утопить его труп в болоте, слить в природу назад, говорит о том, как же достала его эта жизнь, эти люди, а возможно, и сам этот без конца требующий жертв себе типа создатель. Здесь мы слышим, наконец, глас задушевной мольбы самого автора?..

Многие сетуют на то, что малоискушенный читатель не раз споткнется в романе о времена иные, в том числе и вполне «современные». Такая мешанинка понятна как раз: потому роман и «неисторический», что время в нем разомкнуто в вечность; автор играет с обратной, принятой в иконописи, перспективой. И если чем любопытен текст, так это искусными переходами от современного почти сленга к древнерусским выражениям, этой игрой в разные жанровые коды, от лекции до приключенческого романа, от жития до шутовской богохульщины (прости, Мизулина: чисто площадной руготни). Вкус и большая культура автора не дадут обозвать это всеядностью.

На самом деле, он достигает поставленной цели: повествование разомкнуто во времени и в пространстве (языково вверх и порою вниз). Перед нами высокое, то есть духовное юродство, что и эпохе соответствует, и текст от банальности сберегает.

Впрочем, не раз ехидно я поминал то неизбежного «Андрея Рублева» Тарковского, к которому восходит картинка тяжелой и реально мрачной «исторической русской действительности» (а заодно и сама идея «через тернии к звездам» — правда, здесь в болото), то Чумака с Кашпировским — главных чудотворцев позднего советского массового сознания. Опять эпоха меняется? Опять воду будем — теперь у монитора уже — заряжать?..

Мне кажется, самое (а для меня лично и единственно) привлекательное в романе Водолазкина — авторская ирония по отношению ко всем нам, для которых средневековье остается актуальным всегда. Как надежда на чудо, как готовность к вере во всякое юдо, как привычка к свирепому добродушию ближних всех и властей, к неласковой, но поэтичной природе, что в целом и называется нашей родиной…

6.01.2014




Теги:





0


Комментарии

#0 17:31  06-01-2014Илья ХУ4    
так читать или нет?
#1 17:32  06-01-2014Сёма Вафлин    
Хуч я там ничо не почерпнул а оригинал не асилил да
Букинист должен рецензировать книги 913 года и не по содержанию, а по цене.
#3 17:34  06-01-2014Илья ХУ4    
привет, Кичапов. с нг и рождеством!
#4 17:38  06-01-2014Сёма Вафлин    
Да Илюха у нас уже тут вовсю..шагает чо Тока "вне зоны доступа"..(
Прочел этот пресс-релиз оригинал читать не стану.
#6 19:36  06-01-2014bjakinist.    
Мне роман показался чистым (но и лукавым), довольно искусным, но лично мне было скушшно.
#7 00:45  07-01-2014Константин Соколов    
по сравнению с "Похищением Европы" и "Соловьевым и Ларионовым" это лучшее у Водолазкина,имхо.

Гармонично.Прочел на одном дыхании.Мне лично скучно не было.Автор может быть "скучным",так как он спец по древнерусской литературе и делает то,что умеет и знает.

Самое,может быть лучшее,из интеллектуальной прозы

Я плохо разглядел фамилию Водолазкин - читать бы не стал и так.
#9 01:02  07-01-2014Стерто Имя    
так а кдеж воду зарежать теперь... яж и солю вней огурцов. монетор удобен всеже. ведро всегда стоит.
#10 03:45  07-01-2014ГринВИЧ    
отож кибарги блять
#11 21:46  07-01-2014bjakinist.    
Ежли это "интеллектуальная проза", то какие новые горизонты она открыла для чит. интеллекта?))
#12 17:11  12-01-2014Константин Соколов    
"для читательского интеллекта" - после этого разговор не имеет смысла ВООБЩЕ
#13 19:56  12-01-2014Гельмут    
не смотрел, не читал, не привлекался. Автору же сего нужно крепенько работать над собственными строчками, бо отдельные пришлось перечитать два раза по причине их неряшливости и трудночитаемости соответственно. примеры приводить не буду, сам ищи.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
11:15  24-11-2016
: [28] [Кино и театр]
Питерская коммуналка. Скажем, конец восьмидесятых.
За столом сидят двое – мать и дочь.
Обе в распахнутых пальто и зимних сапогах.
Они смеются и прямо пальцами вылавливают из скользкого кулька, лежащего тут же на столе, холодные солёные огурцы....
09:26  11-11-2016
: [17] [Кино и театр]
Шестирукая бабища с сиськами из силикона,
В стрингах из змеиной кожи и с ружьем наперевес,
След берет Иуды Кришны – всем известного гандона,
С рыжей и бесстыжей рожей,
Возбуждая интерес
У толпы многоголовой, многорукой, многоногой,
Именуемой кем надо - «потрясающий народ»,
А народ поверив снова жизни лучшей в жизни новой
Ждет, когда застрелит гада эта бестия вот-вот....
11:21  09-11-2016
: [4] [Кино и театр]
Действие происходило на сцене большого театра. Не того Большого, легендарного с позолотами люстр и красочными декорациями, где блистали звезды оперы и балета, а просто большого, по размерам. Люстры с декорациями были и здесь, но далеко не золоченые и красочные, тем не менее они подкупали своей естественностью, люстра походила на солнце, а декорации были словно собраны по кусочкам со всех уголков страны, с видами больших и малых городов, бескрайних полей и заснеженных тундр....
13:14  07-11-2016
: [4] [Кино и театр]
ПОЭТ

По дороге на студию Вадим за баранкой был угрюм, на шутки товарищей не реагировал. Съемочная группа возвращалась с очередного редакционного задания – снимали сюжет на сахарном заводе....
20:59  01-11-2016
: [11] [Кино и театр]
"здесь и сейчас" - это тонкой иглы остриё.
или вниз со шпиля, или проткнут нАсквозь.
это фокус.., такой себе хитрый приём -
самого себя разглядеть под маской.
не такой, как все... таких, как ты сотни.
выпадаешь в осадок города, и где-то на самом дне
ставишь лета тавро, чтобы никто не отнял,
чтоб запомнить, как живое небо горело в огне....