Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

Снобизм:: - Смысл современного искусства, или Как в мазне разглядеть проблески гения

Смысл современного искусства, или Как в мазне разглядеть проблески гения

Автор: Ромка Кактус
   [ принято к публикации 15:35  16-04-2018 | Лев Рыжков | Просмотров: 1670]
Предисловие


Всё чаще доводится мне наблюдать людей, которые, столкнувшись с предметами современного искусства в обычных местах скопления подобных предметов, как то музеи современного искусства и выставки, начинают жаловаться на то, что ничего не понимают.

Взглянув мельком на картину, такой зритель, по всей видимости, мгновенно делает вывод, что перед ним или детские каракули неосознанного младенца, или провокация великовозрастного балбеса, которому приспичило подтереть задницу холстом. Почему же это преподносится в качестве предмета искусства, спрашивает себя зритель и не находит ответа. Он переворачивает картину в надежде на обратной стороне найти объяснение, но и там ничего нет. С таким же успехом он мог бы засунуть свою голову поглубже в задницу и поискать там статью профессора-искусствоведа, посвящённую данной работе и изложенную на доступном этому зрителю языке в двух словах.

Человек, который хочет получить простое и понятное объяснение такого сложного и неоднозначного явления, как современное искусство, здесь и сейчас, не тратя своего драгоценного времени на штудирование специальной литературы и даже не желая задерживать свой взгляд на картинах дольше пяти секунд, я, Пузий Надлобий Майонезон Четвёртый, не считая двух Третьих, готов его тебе предоставить. Внемли мне: если ты с первого взгляда не угадал идею произведения и это тебя беспокоит, знай, идея и главный смысл всего современного искусства заключается в том, чтобы сообщить тебе и всем вокруг, как оглушительно ты туп. Однако переживать не стоит, благо общество наше состоит из тех, кто скорее одобрит твоё саморазоблачающее признание, чем осудит его, потому как почитает его за норму.


Проблема перевода


Западная культура, в виртуальном пространстве которой находится сознание современного человека, изначально логоцентрична: человеку нужен смысл, без которого эта слабая скотина быстро хиреет и впадает в спячку. В начале было Слово, а потом уже ничего кроме слов и не было. Как бы богиня, не зная слов, воспела гнев Ахиллеса, Пелеева сына? Вероятно, она могла бы станцевать об этом, вылепить из глины или изобразить всю историю Троянской войны рисунком или серией рисунков. Очевидно, все эти способы передачи информации могут быть поняты как язык: язык тела, язык формы, язык цвета — визуальные языки.

Языки эти, обладая огромными выразительными возможностями, достаточно сложны для «чтения», которое те, кто на него вообще не способен, пытаются подменить «переводом» в слова. Это происходит как описание и интерпретация описания. На картине изображены четыре медведя в лесу — будет неплохо смотреться в коридоре напротив уборной. Психоанализ даёт возможности интерпретировать таким образом всё, что угодно, включая картины Поллока и даже сопли, засохшие на усах, — было бы желание. Однако же язык психоанализа тоже достаточно сложен. Тот, кто сегодня слушает русский рэп, скорее всего, никогда даже не узнает о существовании Лакана и не будет слушать лекции Смулянского.

Итак, прежде чем обратиться к проблеме непонимания современного искусства у определённой категории граждан, составляющей абсолютное большинство, я хочу отметить две вещи:

1. Эти люди в принципе не способны понимать искусство, ничему не хотят учиться, даже если им предоставить для этого все возможности, живую мысль стремятся подменить готовым шаблоном-стереотипом. Себя же они, напротив, считают достаточно компетентными, чтобы отличить мазню слабоумного от шедевра. Суть этого явления описана достаточно давно и в новейшее время наглядно продемонстрирована экспериментом Даннинга и Крюгера.
2. Проблема эта становится проклятием художника, превращая его в «непризнанного гения», которому не с кем говорить.


Массовое помешательство


Худшее, что может сделать современный художник, — это пойти на поводу у невежественной толпы и начать говорить с ней на её языке, то есть на выхолощенном, дезинфицированном, обезжиренном языке массового искусства — языке стереотипов и клише.

Создавать подобия того, что больше не вызывает возмущений своим новаторством, своей смелостью, что утратило весь свой «смысл» и целиком перешло в разряд декоративного. Например, делать копии с картин художников, добившихся признания, ничего не придумывая самому, как это делают ученики. Изображать цветы в вазах, очередной пейзаж или «портрет по фотографии» — это вообще китч.

В предисловии к «Мужеству творить» американский психоаналитик Ролло Мэй спрашивает: «Благодаря какому уникальному свойству человек на мгновенье отвлёкся от убийственной эволюционной гонки для того, чтобы на скальных стенах пещеры Ласко или Альтамиры нарисовать прекрасных красно-коричневых оленей и бизонов, которые через столько лет продолжают вызывать у нас восхищение и трепет?» И ответил на него: творчество требует мужества (courage). Массовое искусство — это трусость и позор художника перед историей и людьми. Массовое искусство — это жвачка, которую можно жевать вечно, не насыщаясь.

Дать людям то, что они «хотят», как их в этом убеждают СМИ, вместо того, что «нужно».


Пощёчина


Если принять точку зрения того же Ролло Мэя, человек нуждается в красоте, через которую можно прозреть Истину. Похоже, это тот самый смысл, который не видят те, кто вслух говорит «не вижу смысла», кому он, в самом деле, и не нужен, так как всегда есть то, что его заменяет.

Следует признать, что любой художник, что живший в эпоху неолита, что тот, кто замораживает сперму, смешанную с бычьей кровью, или выставляет в музее писсуар, — все они выражают свою «душу» через «красоту».

Однако в случае с писсуаром есть ещё кое-что: это «пощёчина общественному вкусу», который следует признать «дурным» и выставить в таком виде на всеобщее обозрение. Предполагается, что язык насилия, язык цинизма и войны, который использует художник в сатирических целях, доступен той аудитории, к которой он обращается.

В 1965 году Йозеф Бойс покрыл лицо мёдом и золотой фольгой и, перемещаясь по галерее, объяснял мёртвому зайцу свои работы. Нуждался ли в этом заяц? Он не говорил по-немецки, он был мёртв, и вообще, зайцы, как известно, предпочитали в те годы фовизм.

Когда Бойс объясняет мёртвому зайцу свои работы, он говорит о том, что:
1. Работы нуждаются в объяснении.
2. Это объяснение невозможно.
3. Потрудитесь это понять.
4. Теперь потрудитесь понять работы.

Искусство такого рода скандально, оно начинается как провокация и заканчивается как карикатура на зрителя.

Карикатура — картинка с надписью. «Смысл» её прочитать нетрудно. Нарисованная Верещагиным куча человеческих черепов с подписью «Апофеоз войны» уже карикатура. Следует «соединить» изображение с текстом и по их синтезу станет понятно, что война это убийство людей, потрясающее этическое откровение, положившее конец всем войнам на Земле, или нет?

Именно в жанре карикатуры работает большинство современных отечественных художников, обучая плебс единственному языку власти — цинизму:: в качестве «прививки»? Чтобы любой цинизм власти воспринимался циничным народом не с протестом, но с восторгом?

Пощёчина как педагогическая практика в наши дни встречается всё реже, и всё чаще её можно услышать там, где отношения носят садомазохистский характер.


Мошонка Павленского стучит в горящие двери Лубянки


Так что же такое современное искусство и по ком мошонка Павленского стучит в горящие двери Лубянки?

Современное искусство выходит из тех рамок, в которых существовало или куда было заключено: сама рама, в которую помещён холст, музей как огороженная территория, где находятся предметы искусства и куда ходят одни бездельники из высшего общества, — всё это не нужно для того, чтобы говорить с человеком о красоте и уродстве.

Сегодня зритель имеет право голоса и действия; искусство — это диалог, полилог, путешествие, наука и игра. Разговор будет непростой, и нужно быть готовым к тому, что язык создаётся во время этого разговора.

Современное искусство подобно зеркалу, оно отражает то, что уже есть в том, кто смотрит. И если человек, глядя в это «зеркало», видит уродство и не понимает, что он видит, ничего не видит, ничего не понимает, значит он в первую очередь не понимает самого себя, он пуст и должен иметь смелость признать своё уродство и слепоту, чтобы иметь шанс увидеть красоту.


Теги:





3


Комментарии

#0 15:36  16-04-2018Лев Рыжков    
Норм для начинающего искусствоведа. Самые языкатые сейчас очень хорошо оплачиваются, кстати.
#1 15:41  16-04-2018Антон Чижов    
это психология искусства. с мазнёй всё просто - или есть дар, или нету. впрочем, искусствоведы вообще нихуя не понимают в искусстве. это синекура, не требующая ничего, кроме насиженного места и потомственной фамилии.
#2 15:46  16-04-2018Лев Рыжков    
Как-то в Краснодаре местные деятели искусства сделали выставку мужских хуев и давай гордиться. А я на этих деятелей искусства напал в фэйсбуке. И несколько недель аццки срался с целым табуном искусствоведов. Понял, что пройды и выжиги.
#3 16:32  16-04-2018штурман Эштерхази    
Хорошо
#4 16:48  16-04-2018Ромка Кактус    
выставка хуёв - недавно был пост про день космонавтики в детском саду. та же выставка, по сути

http://joyreactor.cc/post/3464536
#5 17:45  16-04-2018mayor1     
Это явно предмет искусства - автор пытается доказать читателю, что он безнадежно туп. Однако, из материалов следствия ясно, что автор рассматривал предмет искусства некого Мэя, а. соответственно, туп автор. Нас не наебешь.
#6 18:02  16-04-2018mayor1     
Для понимания сути описанных процессов всем обязательно посмотреть первую серию этого:

http://kinokrad.co/319734-chernoe-zerkalo-1-sezon-2013.html
#7 18:03  16-04-2018Ромка Кактус    
майор1, я что-то не вижу в твоих словах логики, а вижу одно больное "сам дурак". видимо, действительно, туп((

а с предметами современного отечественного искусства при желании можно ознакомиться, например, тут:

https://vk.com/vgzt1

https://vk.com/conceptual_vandalism

https://vk.com/neformart.piter

ну, или взять самых известных: Копейкина, Ложкина, прочих колдовских художников и галерею "Свиное рыло" — те самые карикатуристы. из молодых, но уже добившихся определённой славы — Никита Поздняков
#8 18:08  16-04-2018mayor1     
Если ты действительно веришь в то, что написал, то вопросы веры не по моей части. А если устроился искусствоведом - молодец!!!
#9 18:21  16-04-2018Ромка Кактус    
снова не понимаю, при чём тут вера вообще. допустим, я начинающий художник, а здесь говорю о том, что меня занимает: не только о профанации и о том, что читаю некоего Ролло Мэя. говорю это, потому что думаю. никто мне никогда ничего не платил за то, что я пишу. хотя добрые люди иногда присылают мне семьдесят рублей на сосиски, и я на эти семьдесят рублей потом неделями шикую в ресторанах
#10 18:26  16-04-2018Стерто Имя    


любое искусство, это способность донести свои мысли до последней молекулы, посредством картин,
скульптур, архитектуры,стихов, прозы, звуков, вкуса еды, воды, запахов, и даже физической боли..
и те, кому это не дано, оправдывают собственную бездарность непониманием, некопетенцией, невежеством,
и тупостью тех, для кого оно предназначено..
и всё это говно бурлит, доказывая самим же себе обратное..
а вот если (к примеру), дать такому художнику модернизированые кисти, сочленённые с перьями курицы,
волосом с лобка, гориллы, а краски замешасть козьими каками, вмеремежку с клубникой и нитями из косльсон,
то он сразу возопит о бездарности и тупости мастера бгг
#11 18:43  16-04-2018mayor1     
Охуеть! Я согласен со Стертычем.
#12 19:05  16-04-2018Ромка Кактус    
это вот как раз голос того невежества, которое полагает себя достаточно просвещённым, чтобы судить то, о чём оно даже не в курсе. у Слотердайка в "Критике цинического разума" подробно и с большим артистизмом описано, почему бесполезно с этим спорить, приводить какие-либо аргументы. но я всё-таки отвечу, не для тех, кто тут высказывается, а для тех, кто потом будет читать полемику.

никакой язык, будь то язык письменный современный русский или киноязык Куросавы, не передаёт "смысл" в том виде, в каком его потом "конструирует" слушатель, читатель, зритель. это проблема языка. сколько было в мире прочтений "Божественной комедии" Данте, ровно столько было и интерпретаций. один и тот же человек будет в течение дня обращать взор на одну и ту же картину Веласкеса и думать разные мысли. это в школе учат, "что хотел сказать автор" — именно так и создаются стереотипы, оперировать которыми проще, чем языком. я человек простой: вижу сиськи - ставлю лайк. ну. и мемное мышление целиком отсюда же происходит

а смысл возникает сугубо в процессе конкретного чтения. либо не возникает. нет, автор, если он не изощрённый садист, не придумывает, как бы ему получше спрятать то, что он хочет дать, чтобы этого никто не получил — просто бессмысленно. Джойс в шутку сказал, что написал "Улисс" для того, чтобы критикам было чем заняться ближайшие триста лет. ты вот, Стёрто Имя, читал Джойса? такие, как ты, никогда не дойдут до Джойса, разве что действительно через триста лет, когда критики всё разберут в этой книге. я сам пока до Джойса не дошёл

вот Жаринов в книге "Сериал как искусство" говорит о том, как идеи французской "Новой волны" (1950-60-ые, Годар, Трюффо) ложатся в основу современных сериалов, таких, как "Во все тяжкие". сама Новая волна исчерпала себя ещё в 60-ые, это знали критики, но до массового зрителя это всё доходит только сейчас. полвека спустя, когда давно "отжило"
#13 20:05  16-04-2018Стерто Имя    
ну а тебе вот, Ромка, понятен вкус собачьего пениса, который считается деликатесом в китае, или ты просто напросто тупой, и потому не ведаешь всей прелести этой пищи? хуйню ты порешь, Рома.. даже пресловутые правила грамматики любого языка мира, направлены на то чтоб его понимали все народности проживающие в стране, а не только население села Учалы, республики Башкортостан..
#14 20:05  16-04-2018Стерто Имя    
нихуя из тебя не получится художника..
#15 20:06  16-04-2018mayor1     
Жениться вам надо, барин. (с)
#16 20:11  16-04-2018Стерто Имя    
поменьше читай всякую хуйню
#17 20:18  16-04-2018Ромка Кактус    
мимими, обиженки)) в вопросах вкуса собачьих хуйцов я целиком и полностью профан, благо у нас тут, кажется, есть большие эксперты, кому это кажется жутко интересным)



если бы язык так прекрасно работал, как кажется людям, далёким от филологии, никто бы никогда не переспрашивал, все всё понимали точно с первого раза, никакого недопонимания; существовал бы все один перевод "Гамлета" со староанглийского на русский. а дети на уроках литературы писали бы сочинение по "Горю от ума", всегда совпадающее до последнего знака. но, как я уже намекал, в реальности всё наоборот.

"Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь."

Тютчев, школьная программа по литературе

и Тютчев же на смертном одре: "Какая мука, что не можешь найти слово, чтобы передать мысль".
#18 20:28  16-04-2018mayor1     
Ты, Роман, еще припомни из "Дьявол носит прадо" рассуждения о том, что вот этот самый оттенок зеленого впервые был показан на подиуме в 1973 году, а мы лохи, потому, что об этом не знаем...



Понимаешь, я тебя знаю как неплохого автора, ну и как бы не соглашаюсь со спорными, на мой взгляд, идеями. Этих же великих авторитетов, на которых ты ссылаешься, я знать не знаю, и не ставлю их в хуй.
#19 20:29  16-04-2018mayor1     
Ну, Рома... Сам виноват.
#20 20:35  16-04-2018mayor1     
В действительности - грит - все не так, как на самом деле.
#21 20:47  16-04-2018СИБ    
"идея и главный смысл всего современного искусства заключается в том, чтобы сообщить тебе и всем вокруг, как оглушительно ты туп."



а данный креатифф тоже современнное искусство?
#22 20:53  16-04-2018Ромка Кактус    
я как раз говорю, что всё не так, как вам кажется, а не "все не так, как на самом деле" — это просто бессмысленное высказывание, абсурд. и вот вы можете объяснить, кто виноват в этом непонимании? я плохо выражаю мысль, или это вы так читаете, что с вами лучше вообще не разговаривать?
#23 21:22  16-04-2018гандон на всю голову    
Ах вы о картинках да скульптурках, так это щаз не модно: выяснилось, что самый лошастый деревенский механизатор за пять лет мухи надрачивается выдавать в неделю пять нормированных венер милосских, за доп плату даже с руками и пятыми сиськами. Не учили маркса, художнечки, тег "товарное производство": всё, что можно потрогать руками, можно этими же руками сделать, и будет сделано массово и дёшево голодранцами из нищих стран. Собрались самые огламуренные пидорасы от искусства, и вычеркнули всё, что можно потрогать, из списка искусства, так что можете хоть уебаться поступать на отделения рисования картинок и лепки скульптур, хуй вам кто потом заплатит, как и все выпускники, пойдёте сотовыми торговать или карикатуры на невском гламурить, запивая водкой на холодном ветру. Пафос, родные, вы забыли пафос. Нет у картин пафоса, хоть убеись, а у оперки есть, поэтому художнечки все посасывают, а оперные певички, кто пробился, на ролс-ройсах катаются. (с)
#24 21:24  16-04-2018Ромка Кактус    
кстати, посмотрел Чёрное зеркало, спасибо
#25 21:34  16-04-2018дважды Гумберт    
Буги-вуги неплохой фильм на эту тему
#26 21:43  16-04-2018Ромка Кактус    
охуенная статья, я почитаю, спасибо!

а что касается пафоса, дайте бабла, суки, и будет вам красная ковровая дорожка поперёк всего Тутаева и салюты из задниц даниловских трансгендеров во славу московского мусора
#27 21:55  16-04-2018Бим    
Нехуяж вы тут развили димагогию ,или как там правельно палемику или блядь дискуссию,

Красноричиво то как ,я так не умею. Краткость сестра таланта,и поэтому выражусь по Перовски ХУЙ.
#28 22:07  16-04-2018Стерто Имя    
#17 - "если бы язык" ... а если б у бабушки был хуй?.. ты пиши так чтоб понимало большинство, кому впёрлось понимать тебя, или тех же, ебанутых на запятых филологов... да вы хоть сдохните, в своих потугах, а дальше сливного очка не выберетесь, Рома.. знаток искуств бля... ггг чтоб ты в этом понимал то, господи
#29 22:17  16-04-2018Ромка Кактус    
ты пидар и долбаёб, СИ, пиздуй со своим колхозным мнением в тот жопный сумрак, из которого вылез.
#30 22:18  16-04-2018Стерто Имя    
бездари вы просто, вот и весь сказ.. а началось всё с того, что мало кто мог достоверно изобразить натурализм, человеческое тело, лица, природу, как к примеру Айвазовский.. в таких картинах видна любая фальшь всем.. и быдлу, и крестьянину, и королю, и грамотному и безграмотному.. вот тогда то бездари и нашли нишу, в которой только сами и понимают друг-друга... так и пошло.. и чем дальше, тем ниже уровень этих бездарей
#31 22:20  16-04-2018Стерто Имя    
ты блядь козла ебучего сын, ебало заткни.. срань бездарная ... мама твоя пидор.. хуило ёбаный
#32 22:21  16-04-2018Стерто Имя    
скот блядь.. слов у него не хватает.. изревелся изорвался как гондон.. пшол нахуй, идиот

#33 22:22  16-04-2018Стерто Имя    
хуяктус блять гг
#34 01:29  17-04-2018Коля Полкин    
Афтор, спасибо за труд, просветил! Мне даже Гуглом пару раз пришлось воспользоваться!

Своё мнение оставлю при себе, т.к. чувствую Вам оно похую, а Стёртыч вообще считает своим долгом каждому автору и комментатору в душу насрать.
#35 02:47  17-04-2018Стерто Имя    
полкин, сиди тихо.. нетвоё собачье дело.. отвечай за себя и только от себя...
#36 02:49  17-04-2018Стерто Имя    
защитничек блядь... угнетенных
#37 22:46  16-04-2020Сосуз Аеду    
!!!
как можно, блять, спорить с ТСом вот в таком виде в каком идет спор, если внимательно прочитать этот текст? упрощенцы даже вот эту простую херню прочитать и осмыслить не могут, но лезуть со своими пятью копейками ценить и устанавливать правила оценки .

может ли школотрон пусть даже с 10 классами пятерок по математике понять и освоить СТО, теорию струн, квантовое шифрование? Так схуяли детишки никогда не обучавшиеся искусству дальше чем оценивать Айвазовского как гламурную фотку или сравнить Бузову с Кругом считают, что могут понять современное искусство складывающееся и развивающееся в стороне от них уже тысячи лет
#38 23:07  16-04-2020Сосуз Аеду    
кстати отличный пример как сатирическая инсталляция создается зрителями в комментариях

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
В тот вечерок, казалось, тихий и погожий,
Когда от фонарей забрезжил свет,
Мне всякий дорог стал прохожий,
Любезно уступавший парапет.

Я от тебя бежал, как от цунами,
Услышавши неистовое «Стой!»,
И только тени мои хваткими руками
Цеплялись за булыжник мостовой....
12:37  14-04-2024
: [7] [Снобизм]
...
20:59  10-04-2024
: [3] [Снобизм]
Приснился как-то ночью принцу принц,
Который не беднее вот ни разу.
И так же в окружении девиц,
Дающих насладиться пышным тазом.

Машина и лошадка - редкий вид,
Свой клуб по интересам между принцев.
И безупречный каждый день прикид....
09:31  03-04-2024
: [3] [Снобизм]
Эмо Га-Ноцри.
Звёзды в колодце.
Прокуратура
Клац-клац.

Солнце японца.
Ути в болотце
Шлёпают в пасть
Отца.

Хлеб с подоконца.
Мякиш сожмётся.
Психо-эмо-
Мирамистин.

Соска-пустышка,
Слюнявчик в полоску.
Слился Мозаинька…
Шут с ним....
18:56  24-03-2024
: [0] [Снобизм]
Камиль и Оноре

Первый, Коро, стеснялся рисовать голых женщин. Оттого писал невразумительные пейзажи.
Второй тоже стеснялся женщин. Оттого рисовал карикатуры.
Они были друзьями, отчего первый всегда подкидывал денег. Но он по-жизни чувствовал, кто из них второй....