Важное
Разделы
Поиск в креативах


Прочее

ИстФак:: - Вертинский и Лещенко, или Два броска в неизвестное (эссе)

Вертинский и Лещенко, или Два броска в неизвестное (эссе)

Автор: Голем
   [ принято к публикации 22:13  11-05-2022 | Гудвин | Просмотров: 277]
* * *
Абсолютно чужих по духу, их роднило провинциальное прошлое.
Замечу, кстати: Вертинский, Утёсов и Козин, виднейшие основоположники будущего шансона, родились в один день… было ли это знаком?
Если да, то знаком чего? Ресторанный Петя появился на свет под Херсоном, балаганный Пьеро – под Киевом. Оба росли в неполной семье, в окружении самых нежных и мелодичных песен, какие рождаются только на Украине.
Но постепенно их пути и убеждения разошлись.
.
Петр Лещенко мигом превратился в румына (со всем его цыганским менталитетом), став подданным оккупированной Бессарабии. Его характер, весь облик синтетического артиста, певца и танцора балета определялся категорическим императивом «выжить любой ценой».
Стать не просто интересным, но необходимым собственной публике – иначе говоря, богатым и независимым. Цыганский барон эстрады… развлекать, уводя от мрачных реалий, и даже в грусти оставаться жизнерадостным: "эх, Андрюша, нам ли жить в печали"…
.
Осуждать тут нечего, разве что заметить, что праведных богатств не бывает.
Вертинский, не сумев пробиться в драматические актёры, стал гением эстрадной мелодрамы, балансируя на стыке эксцентрики и декаданса.
Даже в мягких, мажорных нотах (скажем, «Доченьки») слушатель улавливал неведомую печаль – и разделял её, абсолютно не понимая, почему и зачем.
Хороший слух, наследие народной и классической лирики; приятный, но несильный вокал; отсутствие музыкально-поэтических способностей при очень больших претензиях их иметь отправили будущих знаменитостей на поиск собственных перспектив. Любая творческая личность должна не только ставить себе цели и задачи, но и достичь их выбранных любой ценой.

В качестве персонажей Пётр Лещенко избрал герань и шарлотку, самовар и любовный флёр с букетом нежных имён. Путешествуя по Европе, он словно плавал в сладком вине: дружба с легендарным дирижёром и джазистом Оскаром Строком сменялась рукоплесканиями и лаврами потрясающе успешных гастролей. И голос масляный, и жизнь, как в сладком вине.
.
Эпоха расцвета Вертинского и Лещенко оказалась безвозвратно упущена отечественной культурой; мы не гнусили бы теперь под иностранцами, а вся Европа наслаждалась бы русской песней.
Вертинский, пошатавшись по социал-авантюристам, безмотивникам и декадентам, сроднился с кокаином и побрёл в маске белого клоуна вслед за падшими и погибшими, сопровождаемый полупрозрачными фигурами уходящего века. Поющий румын был уже известен, русский/хохол становился не столько театральным, сколько духовно значимым. Не зря его таскали в своём гастрольном обозе Шаляпин и Анна Павлова...
.
Я не знаю, зачем и кому это нужно… знаменитый реквием трем сотням мальчишек-юнкеров, погибших при штурме Кремля, привёл Вертинского к противоборству с властями с последующим бегством за границу.
Возможно, толчком к его мощи, к росту неизмеримо большему, чем амплуа эстрадного паяца, стала реплика, услышанная в Чека:
.
– Захотим, так и дышать запретим.
.
Тут Вертинский понял: ещё одна "песня протеста", и его расстреляют. Теперь наш чёрно-белый клоун пел не о том, что на Родине плохо, а о том, как хорошо в далёкой, никому не ведомой загранице. Он успокаивал нас (да - точно как Лещенко!), но как-то без пошлости. Грезил, но не слюнявил сцену. Будоража воображение, Вертинский уверенно вёл слушателя в мир мечты, а не в перины иллюзий. Не верьте сплетням, артист не имел интима с Верой Холодной. Он, как ни странно, оказался верен своей единственной.
.
Нюансы, нюансы… со времени Гомера и Феокрита поэты, актёры и музыканты день за днём переживали падение и взлёт популярности.
Талант, он и в Африке талант – явление неоспоримое.
Однако же, «Илиаду» читают и ставят по сю пору… а, скажем, пьесы Софокла или Эсхила? Того же Эрдмана - когда давали в последний раз?
Так что важнее для зрителя, развлечение или раздумье?
Яркая хохма или свежее творческое направление?
Сегодняшний эстрадный тупик – не есть ли всему ответ...
.
Явление Вертинского, подрощенный им, вослед французскому шансону, прообраз сюжетной песни, мелодичной песни-рассказа, переросло в исповедуемый автором песенный жанр, названный (мною же) арт-шансоном. Давно забыто творчество Изы Кремер, озвучившей бытовой лиризм певучих «поэз» Вертинского.
Сюда же, на кладбище идей, отнёс бы я и авторскую песню, порождённую, в том числе, магаданским творчеством замечательного Вадима Козина. Блатняк, уличный и городской романс, все эти кабацкие попевки, вроде «бутылка вина, не болит голова» – гаснущие искры эстрадной популярности Лещенко и Утёсова… а далее – тающие следы на песке, оставленные второй волной эмигрантов, в том числе "внутренних":
- Успенская, Токарев, Шуфутинский, Михаил Гулько и Братья Жемчужные.
.
Кружение революций – паника голода, отчаяния, нищеты – погнали огромное стадо артистов на юг, следом за беляками, а далее и вовсе за рубеж.
Не забудем, плелась в той же череде беженцев и несравненная Фаина Раневская. Круги по воде померцали и стихли, а что же с нашими эмигрантами?
.
Пётр Лещенко, оседлав волну популярности, удачно выбился в люди. Открыл шикарный ресторан в Бухаресте (при входе испуганных посетителей встречала конная тройка – муляж, разумеется), сотрудничал с английской студией звукозаписи «Коламбия», румынским «Электрекордом» и латвийской «Белакорд Электро»… но связь с немецкой «Перлафон Рекордс» стала для него роковой. Между тем, пластинки Лещенко разлетались, точно брызги шампанского.
.
Впрочем, мировая популярность, богатство и любовь к независимости по прихоти судьбы превратили бывшего казацкого офицера-прапорщика в дезертира немецкой армии. С началом второй мировой войны Пётр Лещенко, известный шансонье, угодил в жернова страстей противоборствующих сторон.
Российская пропаганда обвиняла его в коллаборации с румынами и немцами. Фашисты преследовали его семью за то, что жена Лещенко оказалась дочерью крупного советского военачальника.
В итоге – смерть в застенках румынской тюрьмы, подробности которой по-прежнему не разгаданы. А надо ли? Ворон ворону глаз не выклюет… похоже, две враждующих разведки в конце концов столковались.
.
Оба артиста долго просились на Родину.
Обоим было отказано… но Вертинский был средоточием, духовным центром русской общины Шанхая, его непременно надо было вернуть.
И поломавшись для вида, власть его пустила обратно.
Лещенко возвратить не удастся, хотя Верховный дал на него добро – слишком много повисло на этом нэпмане… придётся-таки дискредитировать.
Оба певца, по слухам, работали с органами советской разведки.
Обоим это не помогло.
.
Нельзя стать значимым по заказу, из милости или же по расчёту, духовным из трусости или патриотом из карьеризма. Скорее, можно скурвиться и утратить то немногое, что имеешь. Всё сплетено в душе артиста: он любит Родину и подневолен своей стране, живёт на потребу публике и тревожит ей души. Любить себя в искусстве возможно, лишь будучи отрезанным от всего остального. Борьба и единство противоположностей, вот чем обернулись заочные отношения звёзд, двух сторон пластинки будущего шансона.
Не отправить ли в эмиграцию Моргенштерна?

07.10.2021.


Теги:





5


Комментарии

#0 23:25  11-05-2022Корень Белкина    
спасибо, очень интересно,
#1 23:55  11-05-2022Oneson    
Сегодня пишем сочинение на тему: ...
#2 00:15  12-05-2022Ирма    
+ за то, что написал про них.
#3 00:24  12-05-2022Ирма    
В нашем театре идёт спектакль "Дарю любовь" о жизни и творчестве Петра Лещенко. Одна группа играет кавера Вертинского. Давно в филармонии были концерты. И я пропустила совершенно сумасшедшее выступление, когда из Луганска чуваки приезжали. В Опере можно услышать, но я туда все время не попадаю.
#4 07:08  12-05-2022Разбрасыватель камней ®    
Всё таки Вертинский для автора на первом месте, я правильно понял?

Собственно, и для меня тоже +
#5 07:57  12-05-2022Петро Залупа    
Отличный текст. Очень познавательно для Залупы , мерси
#6 08:33  12-05-2022Голем    
Благодарствуйте, друзья и коллеги..

Гудвин,старый друг, спасибо за рубрику.

С огорчением убедился, что текст по-прежнему не вычитан.

Приношу извинения за некоторые небрежности и тавтологии.

#4 РК, именно так. Вертинский, в моем представлении, родоначальник жанра, который я назвал "арт-шансоном" (и кое-чего в нем достиг, но это пусть жизнь рассудит).. к примеру, вот песня, сделанная в жанре "арт-шансон" - сюжетная тема с красивой, глубокой мелодией:

http://www.shansonprofi.ru/inform/konkurs/?id=8245
#7 23:45  12-05-2022крыл    
Моргенштерн должно быть польщён
#8 00:18  13-05-2022Sgt.Pecker    
Привет Андрей! В отличии о двух других о Лещенко который Пётр не знаю нихуя вообще. Даже не помню что хоть что-нибудь из него слышал.Про Льва знаю больше бгг.

Ну и конечно лучше всего я знаю творчество Вертинского. Если помнишь я тебе лет 14 назад рассказывал о своей дружбе с Лидией Владимировной Вертинской. Её я периодически навещаю на Новодевичьем. это прямо у входа. Ну и сам Александр там естественно то же.
#9 00:22  13-05-2022Sgt.Pecker    
Беру с собой салфетки антибактериальные влажные , убираю листья и протираю их надгробие. 100 грамм коньяка потом. Там скамеечка мраморная есть у них на могиле. Одна из немногих на этом погосте . Вот через несколько дней сирень зацветёт поеду туда.
#10 00:33  13-05-2022Sgt.Pecker    
Ну и до Утёсова дойду, это на другом конце, в 200 метрах.
#11 00:35  13-05-2022крыл    
Сержант Пеккер, привет! А ты приведений в реале видел?
#12 00:37  13-05-2022Sgt.Pecker    
Кстати то выступление Утёсова как бы в Большом театре в фильме Весёлые ребята Александрова это вообще пиздец какой-то по тем временам. Панки блять какие-то бггг
#13 00:38  13-05-2022Sgt.Pecker    
11 Привет.

А то. Чего я только не видел....
#14 00:49  13-05-2022Sgt.Pecker    
Сорри а ты кто? Не узнаю.
#15 00:58  13-05-2022крыл    
Да мне тут ник меняли частенько в последнее время, ща мож спилят опять. Фотки вольвы я выкладывал с месяц назад в твоём треде. Шульга я, по самому почётному.
#16 01:05  13-05-2022крыл    
Шуйным путём идущий, если с расшифровкой. у автора прошу прощения за флуд под текстом
#17 01:11  13-05-2022Sgt.Pecker    
А, ну понятно. Когда я здесь впервые появился в 2006-м не нашёл ничего лучше чем первым делом послать нахуй Сфинкса Эда Багирова. Ну и сразу бан но полгода пока мы с ним не встретились в реале и не нахуярились весело поговорив. Бан был снят конечно.
#18 01:18  13-05-2022Sgt.Pecker    
-Сфинкс, я Сержант.

-Ну привет.

-Ты меня забанил в феврале.

-А за что я тебя забанил?

-За то что я тебя нахуй послал.

-А зачем ты меня нахуй послал?

-А я помню? Бухой наверное был.

-И я не помню..

-Разбанишь?

-Да говно вопрос, сегодня же ночью.





#19 01:48  13-05-2022Sgt.Pecker    
Я не знаю зачем, и кому это нужно..

Кто послал их на смерть недрожащей рукой.. (с)
#20 02:04  13-05-2022Sgt.Pecker    
Ах, да Андрюх, забыл ещё одно имя. Перечитал ещё раз твоё эссе. Ну скорее реально Истфак.

Вадим Козин.. Хм.. Его тенор сравнивали с самим Сергеем Лемешевым... По мне так нет.

А Иван Козловский что бы сказал? Было фанатское движение в Союзе . Драки между баб в хрущёвские времена. Лемешанки против Козловитянок. Вот там только ещё Козиянок не хватало...Мне мама рассказывала, она за Лемешева дралась тогда. Через месяц ей будет 90 лет.Но вот в 1964-м году она послала их всех и стала Макканиртянкой. После песни Битлз And I love Her. Она тогда в Индонезии жила.



#21 10:07  13-05-2022Голем    
Козин пел своё, и пел очень круто.. даже с его сомнительной репутацией, власти шили ему ремесло гомофильное, бывшие зэки, соседи по поселению, чуть ли не носили его на руках.

Козловский и Лемешев (тут можно добавить и более раннего Собинова)) работали в романсе и оперном репертуаре.. рисков никаких, лепи тенорком как можешь.

Чужое трудно испортить. Своё сделать грамотно крайне сложно.. так что, это другая песня.

Комментировать

login
password*

Еше свежачок
16:59  20-06-2022
: [34] [ИстФак]
В Средиземном море,
у брегов Тосканы
лайнер белоснежный
совершал круиз.
И руке покорный,
твёрдой капитана
плыл он безмятежно,
ласковый дул бриз.

Той январской ночью
отдыхали люди,
пассажиры спали,
наслаждаясь сном....
* * *
Абсолютно чужих по духу, их роднило провинциальное прошлое.
Замечу, кстати: Вертинский, Утёсов и Козин, виднейшие основоположники будущего шансона, родились в один день… было ли это знаком?
Если да, то знаком чего? Ресторанный Петя появился на свет под Херсоном, балаганный Пьеро – под Киевом....
11:25  12-04-2022
: [2] [ИстФак]

Став правящей партией, партия стала объектом вожделений, потому что вместе с декларируемой приверженностью к господствующей идее, она обещала своим членам обширную область деятельности вместе с жизненными благами и вместе с ощущением членства в объединении с большой силой (при надежде на безнаказанность, но также и с принятием некоторых тягот, риска и т....
...французские короли имели при своём дворе специально обученного придворного на должности полового долбодолба. Работа несложная – долбодолб всего лишь трахал палкой в пол, предупреждая о вхождении короля в тот или иной зал того, или иного из королевских дворцов....
19:53  16-02-2022
: [15] [ИстФак]
Враг до войны казался квёл и плёв,
И неохоч до родины краёв,
Ведь наших танков лязгающий рёв
Резонил гада.
Но вот же чёрт, пыля и грохоча,
Потом давали сами стрекоча,
А фриц за нами шёл от Калача
До Сталинграда.

Раз на привале вычудил радист,
Принёс кота, тот чёрен, неказист,
От голодухи, тощий, будто глист,
И как к родному
К танкисту жмётся, обнял шею аж,
— Ну что, Черныш, паёк разделишь наш?...