Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
ИстФак:: - Вертинский и Лещенко, или Два броска в неизвестное (эссе)Вертинский и Лещенко, или Два броска в неизвестное (эссе)Автор: Голем * * *Абсолютно чужих по духу, их роднило провинциальное прошлое. Замечу, кстати: Вертинский, Утёсов и Козин, виднейшие основоположники будущего шансона, родились в один день… было ли это знаком? Если да, то знаком чего? Ресторанный Петя появился на свет под Херсоном, балаганный Пьеро – под Киевом. Оба росли в неполной семье, в окружении самых нежных и мелодичных песен, какие рождаются только на Украине. Но постепенно их пути и убеждения разошлись. . Петр Лещенко мигом превратился в румына (со всем его цыганским менталитетом), став подданным оккупированной Бессарабии. Его характер, весь облик синтетического артиста, певца и танцора балета определялся категорическим императивом «выжить любой ценой». Стать не просто интересным, но необходимым собственной публике – иначе говоря, богатым и независимым. Цыганский барон эстрады… развлекать, уводя от мрачных реалий, и даже в грусти оставаться жизнерадостным: "эх, Андрюша, нам ли жить в печали"… . Осуждать тут нечего, разве что заметить, что праведных богатств не бывает. Вертинский, не сумев пробиться в драматические актёры, стал гением эстрадной мелодрамы, балансируя на стыке эксцентрики и декаданса. Даже в мягких, мажорных нотах (скажем, «Доченьки») слушатель улавливал неведомую печаль – и разделял её, абсолютно не понимая, почему и зачем. Хороший слух, наследие народной и классической лирики; приятный, но несильный вокал; отсутствие музыкально-поэтических способностей при очень больших претензиях их иметь отправили будущих знаменитостей на поиск собственных перспектив. Любая творческая личность должна не только ставить себе цели и задачи, но и достичь их выбранных любой ценой. В качестве персонажей Пётр Лещенко избрал герань и шарлотку, самовар и любовный флёр с букетом нежных имён. Путешествуя по Европе, он словно плавал в сладком вине: дружба с легендарным дирижёром и джазистом Оскаром Строком сменялась рукоплесканиями и лаврами потрясающе успешных гастролей. И голос масляный, и жизнь, как в сладком вине. . Эпоха расцвета Вертинского и Лещенко оказалась безвозвратно упущена отечественной культурой; мы не гнусили бы теперь под иностранцами, а вся Европа наслаждалась бы русской песней. Вертинский, пошатавшись по социал-авантюристам, безмотивникам и декадентам, сроднился с кокаином и побрёл в маске белого клоуна вслед за падшими и погибшими, сопровождаемый полупрозрачными фигурами уходящего века. Поющий румын был уже известен, русский/хохол становился не столько театральным, сколько духовно значимым. Не зря его таскали в своём гастрольном обозе Шаляпин и Анна Павлова... . Я не знаю, зачем и кому это нужно… знаменитый реквием трем сотням мальчишек-юнкеров, погибших при штурме Кремля, привёл Вертинского к противоборству с властями с последующим бегством за границу. Возможно, толчком к его мощи, к росту неизмеримо большему, чем амплуа эстрадного паяца, стала реплика, услышанная в Чека: . – Захотим, так и дышать запретим. . Тут Вертинский понял: ещё одна "песня протеста", и его расстреляют. Теперь наш чёрно-белый клоун пел не о том, что на Родине плохо, а о том, как хорошо в далёкой, никому не ведомой загранице. Он успокаивал нас (да - точно как Лещенко!), но как-то без пошлости. Грезил, но не слюнявил сцену. Будоража воображение, Вертинский уверенно вёл слушателя в мир мечты, а не в перины иллюзий. Не верьте сплетням, артист не имел интима с Верой Холодной. Он, как ни странно, оказался верен своей единственной. . Нюансы, нюансы… со времени Гомера и Феокрита поэты, актёры и музыканты день за днём переживали падение и взлёт популярности. Талант, он и в Африке талант – явление неоспоримое. Однако же, «Илиаду» читают и ставят по сю пору… а, скажем, пьесы Софокла или Эсхила? Того же Эрдмана - когда давали в последний раз? Так что важнее для зрителя, развлечение или раздумье? Яркая хохма или свежее творческое направление? Сегодняшний эстрадный тупик – не есть ли всему ответ... . Явление Вертинского, подрощенный им, вослед французскому шансону, прообраз сюжетной песни, мелодичной песни-рассказа, переросло в исповедуемый автором песенный жанр, названный (мною же) арт-шансоном. Давно забыто творчество Изы Кремер, озвучившей бытовой лиризм певучих «поэз» Вертинского. Сюда же, на кладбище идей, отнёс бы я и авторскую песню, порождённую, в том числе, магаданским творчеством замечательного Вадима Козина. Блатняк, уличный и городской романс, все эти кабацкие попевки, вроде «бутылка вина, не болит голова» – гаснущие искры эстрадной популярности Лещенко и Утёсова… а далее – тающие следы на песке, оставленные второй волной эмигрантов, в том числе "внутренних": - Успенская, Токарев, Шуфутинский, Михаил Гулько и Братья Жемчужные. . Кружение революций – паника голода, отчаяния, нищеты – погнали огромное стадо артистов на юг, следом за беляками, а далее и вовсе за рубеж. Не забудем, плелась в той же череде беженцев и несравненная Фаина Раневская. Круги по воде померцали и стихли, а что же с нашими эмигрантами? . Пётр Лещенко, оседлав волну популярности, удачно выбился в люди. Открыл шикарный ресторан в Бухаресте (при входе испуганных посетителей встречала конная тройка – муляж, разумеется), сотрудничал с английской студией звукозаписи «Коламбия», румынским «Электрекордом» и латвийской «Белакорд Электро»… но связь с немецкой «Перлафон Рекордс» стала для него роковой. Между тем, пластинки Лещенко разлетались, точно брызги шампанского. . Впрочем, мировая популярность, богатство и любовь к независимости по прихоти судьбы превратили бывшего казацкого офицера-прапорщика в дезертира немецкой армии. С началом второй мировой войны Пётр Лещенко, известный шансонье, угодил в жернова страстей противоборствующих сторон. Российская пропаганда обвиняла его в коллаборации с румынами и немцами. Фашисты преследовали его семью за то, что жена Лещенко оказалась дочерью крупного советского военачальника. В итоге – смерть в застенках румынской тюрьмы, подробности которой по-прежнему не разгаданы. А надо ли? Ворон ворону глаз не выклюет… похоже, две враждующих разведки в конце концов столковались. . Оба артиста долго просились на Родину. Обоим было отказано… но Вертинский был средоточием, духовным центром русской общины Шанхая, его непременно надо было вернуть. И поломавшись для вида, власть его пустила обратно. Лещенко возвратить не удастся, хотя Верховный дал на него добро – слишком много повисло на этом нэпмане… придётся-таки дискредитировать. Оба певца, по слухам, работали с органами советской разведки. Обоим это не помогло. . Нельзя стать значимым по заказу, из милости или же по расчёту, духовным из трусости или патриотом из карьеризма. Скорее, можно скурвиться и утратить то немногое, что имеешь. Всё сплетено в душе артиста: он любит Родину и подневолен своей стране, живёт на потребу публике и тревожит ей души. Любить себя в искусстве возможно, лишь будучи отрезанным от всего остального. Борьба и единство противоположностей, вот чем обернулись заочные отношения звёзд, двух сторон пластинки будущего шансона. Не отправить ли в эмиграцию Моргенштерна? 07.10.2021. Теги:
4 Комментарии
#0 23:25 11-05-2022Корень Белкина
спасибо, очень интересно, Сегодня пишем сочинение на тему: ... + за то, что написал про них. В нашем театре идёт спектакль "Дарю любовь" о жизни и творчестве Петра Лещенко. Одна группа играет кавера Вертинского. Давно в филармонии были концерты. И я пропустила совершенно сумасшедшее выступление, когда из Луганска чуваки приезжали. В Опере можно услышать, но я туда все время не попадаю. Всё таки Вертинский для автора на первом месте, я правильно понял? Собственно, и для меня тоже + Отличный текст. Очень познавательно для Залупы , мерси Благодарствуйте, друзья и коллеги.. Гудвин,старый друг, спасибо за рубрику. С огорчением убедился, что текст по-прежнему не вычитан. Приношу извинения за некоторые небрежности и тавтологии. #4 РК, именно так. Вертинский, в моем представлении, родоначальник жанра, который я назвал "арт-шансоном" (и кое-чего в нем достиг, но это пусть жизнь рассудит).. к примеру, вот песня, сделанная в жанре "арт-шансон" - сюжетная тема с красивой, глубокой мелодией: http://www.shansonprofi.ru/inform/konkurs/?id=8245 Моргенштерн должно быть польщён Привет Андрей! В отличии о двух других о Лещенко который Пётр не знаю нихуя вообще. Даже не помню что хоть что-нибудь из него слышал.Про Льва знаю больше бгг. Ну и конечно лучше всего я знаю творчество Вертинского. Если помнишь я тебе лет 14 назад рассказывал о своей дружбе с Лидией Владимировной Вертинской. Её я периодически навещаю на Новодевичьем. это прямо у входа. Ну и сам Александр там естественно то же. Беру с собой салфетки антибактериальные влажные , убираю листья и протираю их надгробие. 100 грамм коньяка потом. Там скамеечка мраморная есть у них на могиле. Одна из немногих на этом погосте . Вот через несколько дней сирень зацветёт поеду туда. Ну и до Утёсова дойду, это на другом конце, в 200 метрах. Сержант Пеккер, привет! А ты приведений в реале видел? Кстати то выступление Утёсова как бы в Большом театре в фильме Весёлые ребята Александрова это вообще пиздец какой-то по тем временам. Панки блять какие-то бггг 11 Привет. А то. Чего я только не видел.... Сорри а ты кто? Не узнаю. Да мне тут ник меняли частенько в последнее время, ща мож спилят опять. Фотки вольвы я выкладывал с месяц назад в твоём треде. Шульга я, по самому почётному. Шуйным путём идущий, если с расшифровкой. у автора прошу прощения за флуд под текстом А, ну понятно. Когда я здесь впервые появился в 2006-м не нашёл ничего лучше чем первым делом послать нахуй Сфинкса Эда Багирова. Ну и сразу бан но полгода пока мы с ним не встретились в реале и не нахуярились весело поговорив. Бан был снят конечно. -Сфинкс, я Сержант. -Ну привет. -Ты меня забанил в феврале. -А за что я тебя забанил? -За то что я тебя нахуй послал. -А зачем ты меня нахуй послал? -А я помню? Бухой наверное был. -И я не помню.. -Разбанишь? -Да говно вопрос, сегодня же ночью. Я не знаю зачем, и кому это нужно.. Кто послал их на смерть недрожащей рукой.. (с) Ах, да Андрюх, забыл ещё одно имя. Перечитал ещё раз твоё эссе. Ну скорее реально Истфак. Вадим Козин.. Хм.. Его тенор сравнивали с самим Сергеем Лемешевым... По мне так нет. А Иван Козловский что бы сказал? Было фанатское движение в Союзе . Драки между баб в хрущёвские времена. Лемешанки против Козловитянок. Вот там только ещё Козиянок не хватало...Мне мама рассказывала, она за Лемешева дралась тогда. Через месяц ей будет 90 лет.Но вот в 1964-м году она послала их всех и стала Макканиртянкой. После песни Битлз And I love Her. Она тогда в Индонезии жила. Козин пел своё, и пел очень круто.. даже с его сомнительной репутацией, власти шили ему ремесло гомофильное, бывшие зэки, соседи по поселению, чуть ли не носили его на руках. Козловский и Лемешев (тут можно добавить и более раннего Собинова)) работали в романсе и оперном репертуаре.. рисков никаких, лепи тенорком как можешь. Чужое трудно испортить. Своё сделать грамотно крайне сложно.. так что, это другая песня. Еше свежачок Шестидесятые,
Семидесятые, Года уютные, лохматые... ***…………………………*** Улетали в санках – прыгало сердечко, С горки, от Пожарки и по льду, по речке! Босиком по росам – На простор ковылий, И на ве́лик – бо́сый, В туче сельской пыли.... Забыв про постигшее войско беду,
Ебал Ахиллес Брисеиду, Ласкал ее жопу, соски и пизду, На греков не пряча обиду, В душе его было паскудно, темно, И непредсказуемо блёкло, Ему надоел гнусный Агамемнон, И тризна ждала по Патроклу, Тогда Брисеида надела страпон Воткнула в очко Ахиллесу, Орудье вошло безо всяких препон, Без крика, и прочего стресса, Но все же герой не дошёл до конца Немножечко, самую малость, И, тут Брисеида взяла молодца За пятку, и все состоялось.... Дуралей. Часть 1. Опёнкин.
В некотором Управлении, в некотором Отделении по Учёту и Распределению взяли на работу Дуралея бесцветного, потому что все цветистые да яркие закончились и вот теперь приходилось использовать всё, что осталося. А у этого Дуралея была одна способность удивительная – он мог в любое время, когда захочется, представлять себе картинки мечтательные.... Здравствуй, мама, всё нормально, просто здесь Афганистан. (старая солдатская песня) Борт вылетал из Кабула, и было солнечно. В поезде пил чай и кипяток из титана и курил «Шипку. Волька, Володька Шагин двадцати одного года от роду. В том восемьдесят пятом Генсек поменялся.... Прошлое это то, что когда-то было настоящим. Таким очевидным, как чётко проявленный снимок. Дальнее прошлое это когда твой компьютер загружался чуть быстрее. А что такое память, что такое мыслить и существовать? Мысль это то, что иногда трудно отключить....
|