|
Важное
Разделы
Поиск в креативах
Прочее
|
Вокруг света:: - СЕНГАСЕНГААвтор: ЛУНАЛУ Вчера подруга, родом из Уганды, прислала свой текст. Прочти, ЛитПромовец: перевод без правок, в той манере, в которой она пишет.*** В некоторых культурах Уганды жених должен сначала переспать с тётей невесты — скрытый смысл традиции. В деревне на западе Уганды, под небом, тяжёлым от дождевых туч и надежды, существует традиция, в которую многим извне трудно поверить. Здесь свадьба — не просто церемония. Это испытание, обещание и отражение ценностей многих поколений. По этой традиции жених должен сначала встретиться с тётей невесты — её называют сенга. Но эта встреча — вовсе не рукопожатие и не формальный приветственный обряд. Она призвана доказать его готовность, силу, способность нести на себе будущую семью. В некоторых общинах баньянколе когда-то считалось, что этот обряд — необходимая ступень перед тем, как пара публично станет супругами. Роль сенги сложна. Она наставляет невесту в вопросах близости и брака. Она наблюдает, направляет и, согласно некоторым свидетельствам, по меньшей мере символически подтверждает готовность жениха. Говорят, что иногда это включало и физическое действие. Жениха в этой истории зовут Даниэл. Он происходит из рода скотоводов. Его учили заботиться о земле, вести семью, чтить традицию. Когда Даниэл просит руки Амины, он понимает: путь впереди долгий и требовательный. Тётя Амины, Кадуду, живёт в родовом доме. Она — и хранительница, и наставница. Она верит, что брак — это не просто союз двух душ. Это соединение двух семей, двух будущих путей. Накануне официальной церемонии Даниэл сидит под деревянным навесом, где мягко светятся лампы. Появляется Кадуду. Они тихо разговаривают о детях, о земле, об ответственности. Она спрашивает о его планах, о том, как он будет заботиться о потребностях её племянницы, как он будет уважать семью её матери. В этой общине такие вопросы — священны. Утром совершается сам ритуал. Даниэл и Кадуду встречаются в отдельной комнате. Воздух дрожит от ожиданий, которым сотни лет. Что именно там происходит — знают только присутствующие. Но цель ясна. Нужно показать, что Даниэл способен войти в ту роль, на которую он претендует. Если он выдержит испытание — свадьба пройдёт с честью. Если нет — союз могут отложить. Когда Даниэл и Амина наконец выходят вместе на солнце церемонии, барабаны гремят, коровы мычат, деревня празднует. Даниэла принимают не только как мужа Амины, но и как человека, который доказал, что достоин войти в эту линию заботы. Кадуду встречает их обоих. Она вкладывает им в руки своё благословение. *** Перевела вам лишь саму историю — выкинула лишние 12000 знаков лабуды с рассуждениями о современных ценностях, меж коллективной идентичности и личными правами. После прочтения мы ещё долго обсуждали её текст, а потом я вздохнула и сказала: — Ты понимаешь, как вам повезло? У вас перед свадьбой есть сенга. А у нас — только тётка из ЗАГСа, которая спрашивает: «Согласны ли вы…», — и всё, привет, дальше как получится. Мы посмеялись, а я после разговора зависла. Потому что в мире, где мне достались Тиндер, ипотека и терапевт по Zoom, мысль о тёте, которая заранее проверяет твоего жениха на пригодность, показалась не дикой, а… немножко завидной. Не его власть над тобой проверять, а его способность вообще хоть что-то держать — себя, слово, ответственность, член, если уж на то пошло. И я, конечно, сразу представила, как эта традиция выглядела бы в моём мире. *** В нашем доме роль сенги исполнял бы не кто-то один, а целая коалиция: моя безумно-любящая мать, подружки из чата «ведьмин круг» и парочка психологов, которых я бросила на третьей сессии. Коллективная Каду-ду XXI века: с опытом развода, выгоранием и бонусом в виде подписки на Netflix. По правилам обновлённого обряда кандидат в мужья должен явиться не с коровой и козлом, а с: — выпиской из банка; — справкой от психиатра «не полный мудак»; — и умением приготовить хотя бы одно блюдо, в котором нет майонеза. Его сажают на кухне, наливают чай, смотрят добрым, но внимательным взглядом и включают светодиодную лампу, как в допросной. Мать спрашивает: — Ну что, Даниил… (у них у всех почему-то одно имя — Даниил, Серёга или Максим). Расскажи, как ты видишь семью. И он начинает: — Ну… я, значит, зарабатываю, ты там… по вдохновению, а вечером мы вместе… Тут включается сенга-двадцать-нашей-эры — моя лучшая подруга, повидавшая столько мужских «я буду терпеть твой творческий кризис», что ей уже положен орден за выслугу лет. Она улыбается и ласково уточняет: — А если вдруг она будет зарабатывать больше? Не нахуй ли ты её пошлёшь в третий год брака, когда твоя хрупкая мужественность подустанет? В традиционной Уганде тётя спрашивает о коровах и детях. У меня — тётя спрашивает: — А ты выдержишь, что она пишет тексты, где честно описывает свой оргазм и твой провал? Без имён, но люди же поймут, да? Он ёрзает, потеет. Где-то в параллельной реальности тот Даниэль из рода скотоводов уверенно отвечает Каду-ду, как он будет хранить землю и семью. А мой Даниил из рода офисных планктонов с достоинством шепчет: — Ну… если без фамилии… И это уже первое предупреждение. Физическое испытание в моём мире выглядело бы иначе. Не «зайти в комнату и доказать, что способен», а целый квест «выживи в бытовой реальности, не превратившись в овощ и абьюзера». Часть первая — «Секс как взрослые люди». Сенга задаёт прямой вопрос: — Ты понимаешь, что жениться — это не только «тебе сосут до посинения, пока ты пьяный и не можешь кончить»? Он краснеет: — Ну… да… наверное… — А тело жены — это не твой личный тренажёрный зал с пожизненным абонементом. Это её тело. Своё. Без условий. Выдержишь эту мысль или будешь потом ныть, что тебе мало и ты нашёл «женщину, которая понимает тебя лучше»? Тут, по-хорошему, половина претендентов должна бы сразу слетать с дистанции. Но, к сожалению, наш мир устроен так, что даже те, кто провалил бы экзамен у сенги на первом вопросе, прекрасно женятся без всяких испытаний. А потом мы годами сидим у психотерапевтов, разгребая последствия. Часть вторая — «Быт и выживание». Проверка простая: мужчину запускают на кухню, дают ребёнка на руки (пластикового, чтобы не жалко) и гречку на плите. Задача: не сдохнуть и не сжечь квартиру. Бонусный уровень: заметить, что мусор переполнен, не дожидаясь, пока жена начнёт говорить голосом из ада. Часть третья — «Психика и границы». Сенга, наклонив голову, спрашивает: — Если ей будет плохо, ты что сделаешь? И отсеиваются все, кто отвечает: — Ну, скажу, чтобы не накручивала. — Посоветую спорт. — Скажу, что у всех проблемы, чё она. Потому что настоящий экзамен — не про член и не про счёт в банке. Он про то, выдержишь ли ты живую женщину: с её страхами, радостью, менструацией, гормонами, амбициями, истериками по делу и без, с желанием иногда исчезнуть в лес и не отвечать ни на какие сообщения. Про то, выдержишь ли ты её свободу. Пишу вам и думаю, что самое страшное и смешное в этой истории — то, что у нас роль сенги часто исполняет не мудрая тётка, а ебаная случайность. Вместо Каду-ду —: — внезапный ковид, — потеря работы, — смерть близкого, — ребёнок, родившийся не по плану, — или война, которую никто не заказывал, но вот она. И вот тогда выясняется, кто есть ху. Кто держит, а кто сливается. Кто идёт рядом, а кто пишет: «Ты стала слишком тяжёлой, мне это не подходит». Подруга из Уганды говорила, что сейчас физическое подтверждение требуют всё реже — мир меняется, женщины уезжают в города, получают образование, выбирают сами. Сенга всё чаще проверяет не то, как он «функционирует», а то, как он разговаривает, слушает, уважает. В моём мире мы до этого ещё только доползаем. У нас до сих пор ценят «женатого, но верного традициям», который может устроить себе небольшой гарем на стороне, но зато ходит на работу и иногда дарит цветы. У нас стыдно сказать: «Мне важна не только верность, но и то, как ты моё тело трогаешь, как мою свободу выдерживаешь, как к моей голове относишься». Мы до сих пор делаем вид, что главное — штамп в паспорте и совместные фоточки в отпуске, а остальное, мол, приложится. Нихуя оно не прикладывается. Думаю если уж брать чужую традицию, то честно — принцип, а не экзотику. И принцип такой: перед тем как впустить человека в свою жизнь до «пока смерть не разлучит нас», его нужно пропустить через фильтр. Чтобы кто-то старше, мудрее и менее влюблённый, чем ты, посмотрел на него и честно сказал: — Слушай, парень хороший, но максимум — три года с периодическим сексом и твоими слезами. В мужья не годится. Или наоборот: — Да, странный, да, неидеальный, да, не знает, куда деть руки, но в момент беды не убежит. Шанс дать можно. И вот этого «кто-то» я каждый раз desperately ищу. То в матери, то в подругах, то в терапевте, то в дневнике. Иногда попадается мудрость. Иногда — такая же слепая влюблённость, как моя, только в чужие сценарии: «Ну он же не пьёт и не бьёт, уже хорошо». Может быть, моя настоящая сенга — это я сама. Та, которая наконец учится не только влюбляться, но и смотреть. Не только хотеть, чтобы «меня выбрали», но и выбирать. Та, которая задаёт себе не романтический, а очень приземлённый вопрос: — С этим человеком мне будет легче жить или тяжелее? Не интереснее, не страстнее, не «как в кино» — а легче. Это не про отсутствие проблем. Это про то, с кем я эти проблемы вообще готова разруливать. У меня нет тёти в деревне под небом, тяжёлым от дождевых туч. Зато есть я — в квартире под небом, тяжёлым от новостей, дедлайнов и неоплаченных счетов. И если честно, иногда мне хочется всерьёз сказать очередному потенциальному Даниэлю: — Смотри. У меня тут внутренняя сенга. Она много видела, много проебала, много неправильно выбрала — и теперь смотрит на тебя внимательно. Она не будет мерить линейкой твой член и не станет считать твоих коров. Она будет смотреть, как ты реагируешь, когда я устану, расплачусь, заболею, буду писать до трёх ночи или скажу «нет» ровно в тот момент, когда ты привык слышать «да». И если ты не пройдёшь — не обижайся. Это не потому, что ты плохой. Просто моя сенга решила: в эту линию заботы ты не входишь. Свадьбы не будет. Будет короткий роман, хороший текст — и ещё один уровень честности к себе. И, может быть, это самая современная версия старой традиции. Без барабанов и коров. Зато с юмором, матом и правом сказать: — Нет, чувак. В мой род так просто не войдёшь. Теги: ![]() 1
Комментарии
#0 17:25 20-11-2025Седнев
Рубрика очевидна с первых слов. Мое мнение объясняется тем, что я не люблю рассудительных и словоохотливых женщин. Мне по душе молодые порывистые и доверчивые. Такие, чтоб наебать было стыдно, а не почетно. Ну и какая может быть страсть или любовь между теми, кто всегда держит в голове, что мы все на 80 процентов состоим из воды Смеюсь. Спасибо Какое-то такое отношение автора к жизни и предполагалось почему-то. "..много видела, много проебала, много неправильно выбрала — и теперь смотрит на тебя внимательно." гг У жирных девок баньянколе всё гораздо честней #4 Павел Викторович, Ведите себя прилично, Даже если вы большой чудак так это твои подруги из Африки письма счастья шлют оказывается? Привет, они они) Еше свежачок После пяти лет — она ушла. Без истерик. Без хлопанья дверьми.
Просто дождалась, пока я вернулся с дежурства, и сказала: — Всё. Хватит.Я ухожу. Сказала, что живу в больнице. Что со мной ничего не спланируешь — вечно вызовы, дежурства, пациенты.... Я слишком быстро мчусь через года
и мало толку в шрамах и ошибках, но в тишине всплывают иногда мелодии на маминых пластинках. Под тот трещащий старенький мотив я думал молодым ещё парнишкой: «Какой же мама юною была вздыхая об отце под эти диски!... Наши лица — это пересечённая местность. Словно муху газетой, хлопнем водочки рюмашку. На продуктовые талоны давно обменяли честность, Отпечатавшись наоборот на розовой промокашке. Давно выловили и съели щедрых сказочных рыбок, Похожих на ржавые трупы — мягкие рижские шпроты.... Я люблю тебя.
Сначала это звучало просто — как кнопка «включить свет»: щёлк — и в комнате видно, даже если за окном ночь. Потом — пароль от двери. Потом — щит. Потом — зеркало. Слова, которые мы произносим чаще, чем «привет», и всё же реже, чем правду.... Меня утомили все эти дела -
Дела все что связаны с прошлым Валюха давала, а тут не дала И стало значительно гОрше Анжела давала две тысячи лет, А тут - так совсем не отдалась Придя от неё я зашел в туалет, Скопить чтобы в теле усталость Алёна давала в туфлях без трусов, Стремительно так раздеваясь Но вдруг отказала, без всяческих слов, Либидо сменила усталость Сегодня пойду к тёте Соне на час Она ведь стара и печальна Ну что тут поделешь, я лавелас , |


